• Главная
  • Досуг
  • Сергей Герасимов – биография, фото, личная жизнь, фильмы — 24СМИ
Досуг

Сергей Герасимов – биография, фото, личная жизнь, фильмы — 24СМИ

Без преувеличения можно сказать, что Сергей Герасимов был самым известным не только в СССР, но и за рубежом, самым именитым и титулованным режиссером. Его вполне заслужено не обошла ни одна награда, ни один знак отличия – профессор и Герой Социалистического Труда, академик и Народный артист, лауреат Ленинской, Государственной и трёх Сталинских премий.сергей герасимов Фильмы его, по-настоящему талантливые, были любимы советским зрителем. Переоценить его вклад в советский кинематограф просто невозможно.

Аристократ духа

Гениальный человек Сергей Герасимов в области кинематографии был всесторонне одаренным. Получив мировое признание как режиссер, он был великолепным актером, интересным сценаристом и драматургом. Вершин мастерства С. А. Герасимов достиг и как педагог. Он был сильной и цельной личностью, искренне верил в правоту своего дела и отдавался любимой работе целиком.


годы советской власти о своем дворянском происхождении не говорили, да и вспоминали неохотно. Убежденный член коммунистической партии с 1943 года, человек, чей талант был по достоинству оценен народом и правительством, не нуждался в дополнительных украшательствах. Сергей Герасимов был элегантен, воспитан, образован и красив. Его харизму не обеспечивало дворянское происхождение. Тем более что его отец и братья матери отбывали сроки в царской ссылке за антиправительственную деятельность. Но во всех современных биографиях режиссера подчеркивается как этот факт, так и то, что его очень любили женщины, а он отвечал им взаимностью.

Становление артиста

Но обо всем по порядку. Родился Сергей Аполлинариевич Герасимов в 1906 году в поселке «Десятилетие» Челябинской области. Собственно, заимка, принадлежавшая отцу, такое название получила уже в годы Советской власти. «Политической» была и мать будущего режиссера. Сергей был последним из пяти детей.сергей герасимов личная жизньОтца он лишился в возрасте трех лет – Аполлинарий Герасимов, будучи инженером-технологом на Миасском заводе, трагически погиб во время геологической разведки. Воспитанием мальчика занималась няня Наталья Евгеньевна, женщина образованная и одаренная, привившая ему любовь к прекрасному. В возрасте восьми лет Сергей Герасимов попадает в театр и навсегда влюбляется в искусство лицедейства.

Начало кинематографической деятельности


Смерть отца сказалась на экономическом положении семьи, и будущий режиссер совмещал учебу в реальном училище с работой на заводе. В 1923 году в 17-летнем возрасте он попадает в Петроград.биография сергея герасимова Сергей неплохо рисовал и по настоянию матери и сестер поступил в художественное училище, хотя бредил театром. И вот приятель пригласил его на фабрику эксцентрического актера. Герасимов поступил в мастерскую именно в тот момент, когда она перерождалась из театральной в кинематографическую. В кино он впервые снялся в небольшой роли шпика в 1925 году, как режиссер дебютировал фильмом «22 несчастья» в 1929 году.

Замечательные предвоенные картины

Настоящий успех, который не покидал его уже никогда, пришел к С. Герасимову в 1936 году с выпуском в прокат его первой звуковой ленты «Семеро смелых». Фильм и сейчас смотреть интересно. К этому времени Сергей Герасимов, личная жизнь и карьера педагога которого уже сложились весьма удачно, был довольно известным актером, режиссером и преподавателем. личная жизнь сергея герасимоваВ фильме снялись его обожаемая жена — красавица Тамара Макарова, и талантливый ученик, ставший открытием и любимым актёром довоенного поколения, Петр Алейников.


там был просто букет любимейших актеров, в том числе и Леонид Утесов. Каждый последующий фильм становился событием: «Комсомольск», «Учитель» и драма «Маскарад», стоящая немного в стороне, потому что Герасимов очень любил снимать современность («Журналист», «Люди и звери», «У озера»), что не помешало ему создать такие шедевры, как «Красное и черное», «Тихий Дон», «Лев Толстой». Фильм с Тамарой Макаровой в роли Нины и великим Н. С. Мордвиновым в роли Арбенина С. Герасимов закончил ночью 22 июня 1941 года. Сам он гениально сыграл в этой картине Неизвестного. Фото Сергея Герасимова в этой роли публиковалось во многих биографических источниках.

Годы войны

О сильном характере этого человека говорит тот факт, что вместе с Тамарой Макаровой, которая работала в госпитале медсестрой, 1941-1942 гг. Сергей Герасимов провел в блокадном Ленинграде, снимая «Боевые киносборники». В эвакуации и потом в Москве он становится автором замечательных фильмов, посвященных мужеству солдат и тружеников тыла. Никогда Герасимов не забывал о педагогической работе – с 1944 года он руководил объединенной мастерской во ВГИКе.

Сомнительные подробности

Публикуемые сейчас жизнеописания известных людей, в том числе и биография Сергея Герасимова, обязательно содержат какие-то «пикантные» подробности, и часто они выступают на первый план. При советской власти не было желтой прессы. Но сплетни были всегда, а красивые кинозвезды просто обливались помоями. Чего только не говорили о Т. Макаровой, в том числе и о ее ориентации. Обсуждалась и личная жизнь Сергея Герасимова.


сергей герасимов биография Ходили очень упорные слухи, что он неравнодушен к Людмиле Хитяевой, которая снялась в роли Дарьи в «Тихом Доне», и что благодаря его покровительству она получила главную роль в «Поднятой целине» А. Иванова. Но о том, что весь ВГИК сотрясался от его страсти к Нонне Мордюковой, как-то не было слышно вообще. После выхода «Молодой гвардии» звездой №1 долгое время считалась обворожительная Инна Макарова, игравшая Любку Шевцову.

Слухи, подробности, домыслы…

Как-то слабо верится, что крупнейший отечественный режиссер, блестящий эрудированный человек был отвергнут огромной барышней из провинции и, главное, ее мамой из Ейска из-за лысины. Может быть, и хотел он ребеночка от казачки (своих детей у них с Макаровой не было, был приемный сын Артур, племянник Тамары Федоровны), но не до такой степени, чтобы потрясающая женщина сказочной, неординарной (у нее глаза необычной формы – как будто солнце всходит из-за горизонта) красоты писала бы письма в ЦК, чтобы вернули забулдыгу домой.


о-то в этом есть от незнания той эпохи. Муссируются слухи о том, что и карьеру он Мордюковой чуть не загубил – хотел бы, так загубил. И роль Аксиньи в «Тихом Доне» будто бы забрал у нее и отдал Э. Быстрицкой. А кто давал, чтобы забирать? И можно ли представить кого-нибудь, кроме несравненной Быстрицкой, в этой роли. Фильм собрал мыслимые и немыслимые отечественные и зарубежные награды, а Аксинья-Быстрицкая — это та роль, которая на века остается в кинематографической сокровищнице.

Союз, заключенный на небесах

Сергей Герасимов, биография которого закончилась в 1985 году, сразу после съемок последнего его шедевра «Лев Толстой», где они с Тамарой Макаровой сыграли главные роли, снял 31 фильм, сценарии написал к 24, как актер участвовал в 17. В большинстве фильмов снялась Тамара Макарова – актриса-легенда.

сергей герасимов фото

Со своей женой он вступил в брак в 1928 году, прожили они вместе более 55 лет, у них была общая работа. Вдвоем они вели мастерскую во ВГИКе, так и называлась она – класс Герасимова и Макаровой, выпустили в жизнь десятки гениальных актеров и режиссеров. Они были больше, чем просто пара.

Любимый и единственный муж

Конечно, Сергей Герасимов (фото прилагается) был красивым, страстным, увлекающимся человеком, артистической личностью.


зусловно, он увлекался студентками в какой-то степени, ведь среди них были красавицы. Но сейчас времена такие, что при даче интервью, особенно если они не очень частые, есть соблазн добавить, что та или иная актриса очень боялась разрушить семью учителя. Но ведь не разрушили. А Тамара Макарова, утонченная аристократка, доживала свой век в одиночестве. Она пережила мужа на 12 лет, живя воспоминаниями, актриса писала ему письма и всегда говорила, что, случись ей снова начать жизнь, она бы опять вышла замуж за Сергея Аполлинариевича. Женщина, несчастная в браке, вряд ли бы стала писать мужу неотправленные письма.

Сергей Герасимов: биография ранних лет

С точки зрения советского времени, у этого, без сомнения, великого режиссера было самое что ни на есть подходящее происхождение. Его отец хотя и был дворянином, но своими привилегиями не пользовался. Он предпочитал трудиться инженером-технологом с крайне активной гражданской позицией – занимался организацией социал-демократических кружков среди рабочих одного из заводов царской России, за что и был в свое время сослан в Сибирь.

Мать будущего режиссера — Юдифь Эстрович — была из купеческого сословия. Еврейка, при замужестве она приняла православие и активно участвовала в деятельности революционного движения народовольцев. «>

От этого политически активного семейного союза родилось 5 детей, причем Герасимов Сергей Аполлинариевич (появившийся на свет в конце мая 1906 г.) был самым младшим.


Будущему режиссеру едва успело исполниться 3 года, как его отец погиб во время несчастного случая на работе, и Юдифь Борисовна осталась одна с детьми на руках.

После потери кормильца Герасимовы стали жить весьма скромно, но благодаря помощи родных и самоотверженному труду матери им удавалось выживать.

Не имея достаточно времени, чтобы ухаживать за младшим сыном, Юдифь Борисовна наняла ему няню – Наталью Евгеньевну, которая значительно повлияла на формирование творческого мировоззрения своего воспитанника. Именно эта добрая и заботливая женщина привила мальчику любовь к прекрасному.

Тернистый путь на сцену

Театр Сергей Герасимов полюбил с первого взгляда, когда в восьмилетнем возрасте попал на премьеру оперы «Евгений Онегин» в Екатеринбурге.

Желание связать свою судьбу с миром сцены было велико, но пылкий юноша отказаться от своих грез, и причиной тому послужило тяжелое финансовое положение семьи. Он устроился работать на завод в Красноярске, параллельно получая образование в местном реальном училище. На тот момент благополучие матери и родных оказалось в руках 14-летнего Сергея Герасимова, который в мятежные годы Гражданской войны был единственным добытчиком в семье.

Когда положение в стране понемногу стабилизировалось, семейство Герасимовых вернулось в Екатеринбург, и юный Сережа смог осуществить свою заветную мечту: он начал посещать местную театральную студию. К сожалению, она не оправдала надежд юноши, и он вскоре оставил ее, переехав в Ленинград к старшему брату.


Здесь Сергей Герасимов поступил в Ленинградское художественное училище, где проучился 2 года. Как и работа на заводе в Красноярске, так и учеба в художественном училище — это был выбор, навязанный будущему режиссеру его родными (не разделяющими его увлечения театром). Несмотря на это, все свободное время Герасимов проводил в Экспериментальном театре, где обучался азам актерского мастерства.

Что касается кинематографа (который только начинал развиваться в те годы), то он не особо интересовал юношу, однако судьба все решила за него. Однажды один из сокурсников предложил Герасимову посещать фабрику эксцентричного актера (ФЭКС). Эта экспериментальная творческая организация к тому времени была сосредоточена на изучении модного киноискусства и увлекла этим и будущего режиссера.

«>

Благодаря ФЭКСу Герасимов познакомился с главной женщиной в своей жизни – Тамарой Макаровой, которая стала не только его женой, коллегой и помощницей во всех начинаниях, но и музой. Но это будет немного позже, а пока, окончив художественное училище, будущий режиссер решил все-таки получить специализированное актерское образование и поступил в Техникум сценических искусств.

Герасимов-актер

Свою карьеру в кино Сергей Герасимов начал благодаря ФЭКСу, сыграв шпика в короткометражной немой комедии «Мишки против Юденича» еще в 1925 г.

В будущие 2 года он продолжал сниматься в короткометражках («Братишка», «Чертово колесо»). Вскоре его старания и талант были замечены, и юношу стали приглашать в полнометражные кинокартины: «Шинель», «Союз великого дела», «Новый Вавилон», «Одна».


Первые режиссерские работы Сергея Герасимова

Несмотря на растущую востребованность как актера, Герасимов все более стал задумываться о профессии режиссера. Но поначалу мало кто рисковал доверять режиссуру кинокартин неопытному юноше. Поэтому первые свои работы Сергей Герасимов снимал совместно с более опытными коллегами.

Его кинодебютом стала короткометражка 1929 г. — «Двадцать два несчастья», над которой вместе с Герасимовым работал С. Бартенев. Потом было «Сердце Соломона» и картина «Лес», которая так и осталась пылиться на архивных полках.

Сергей Герасимов: личная жизнь

Каждому гению нужна своя муза, и для этого режиссера данную роль исполнила его супруга – известная советская актриса Тамара Макарова. Когда молодые люди только познакомились, оба они еще не были ни заслуженными, ни народными, и даже не догадывались, что всего через пару лет станут одними из самых видных деятелей кинематографа СССР.

Познакомившись в ФЭКС, Герасимов и Макарова вместе снимались в «Новом Вавилоне» и постепенно сблизились. За красивой и элегантной актрисой в то время ухаживало немало молодых людей. Более того, Герасимов ей поначалу не очень понравился, но его страсть заставила девушку присмотреться к нему повнимательнее…


Вместе Тамара и Сергей прожили всю жизнь, создав немало великих кинопроектов (это такие фильмы Сергея Герасимова, как «Семеро смелых», «Маскарад», «Учитель», «Молодая Гвардия», «Сельский врач»), и воспитав целую плеяду гениальных актеров и режиссеров.

Своих детей у этой пары не было. Но они вырастили сына репрессированной сестры Тамары Макаровой – Артура. Мальчик впоследствии пошел по стопам Герасимова и стал режиссером.

Несмотря на то что многие годы являлись образцовой семейной парой и творческим союзом Тамара Макарова и Сергей Герасимов, режиссер иногда позволял себе увлечения. На протяжении всей его творческой жизни о нем ходили самые разные сплетни, приписывающие ему романы практически с каждой актрисой, с которой он работал. Стоит отметить, что многие из них были вполне заслужены.

Что касается Тамары Федоровны, то, будучи любящей и мудрой женщиной, она прощала супругу увлечения, так как понимала, что это свойство его творческой натуры.

Однако известен реальный случай, когда брак Герасимова оказался под угрозой. Причиной тому стала студентка Сергея Аполлинариевича Нонна Мордюкова. «> Бесстрашная красавица покорила своего педагога, и он отдал ей главную роль в проекте «Молодая гвардия» (фильм 1948 г.). Режиссер всерьез подумывал о женитьбе на этой актрисе. Но девушка уже встречалась с будущим Штирлицем – Вячеславом Тихоновым, и вскоре молодые люди поженились. А страсть Герасимова постепенно остыла.

Довоенные кинокартины Герасимова

Хотя многие киноведы сегодня спорят о степени влияния Тамары Макаровой на творчество ее мужа, все сходятся в том, что успех пришел к Герасимову именно тогда, когда он стал снимать ее в своих лентах.

Первой совместной работой супругов стала картина «Люблю ли я тебя?», снятая по сценарию самого режиссера. И хотя она не стала знаковой в его творчестве и даже не сохранилась, эта лента стала первой самостоятельной режиссерской работой Сергея Герасимова.

Сделав выводы, в следующем году он в соавторстве с Юрием Германом пишет сценарий кинокартины «Семеро смелых» (1936 г.), в которой главная роль достается Тамаре Макаровой. Этот проект становится тем прорывом, который делает супругов звездами кинонебосвода СССР.

Через 2 года звездная чета вновь заставляет говорить о себе благодаря картине «Комсомольск», которая, как и «Семеро смелых», носила агитационный характер: призывала молодых людей ехать осваивать земли на Дальнем Востоке.

«Комсомольск» был одобрительно встречен руководством страны и полюбился зрителям. Однако после нее Сергей Аполлинариевич решает переквалифицироваться, и следующей его работой становится бытовая лента «Учитель», за которую и Герасимов, и Макарова получают по Сталинской премии.

Последней довоенной работой режиссера становится экранизация «Маскарада» Лермонтова. Эта кинолента (первая в творчестве Герасимова) была посвящена не современности, а прошлому. В главной роли в проекте блистала Тамара Макарова.

Кстати, она так же сыграла в картине непривычную для себя роль – изысканной дворянки, и сыграла весьма хорошо. Да и сам режиссер, работая над «Маскарадом», решил вспомнить прошлое и сыграл небольшую, но очень важную в сюжете роль Неизвестного.

В годы Великой Отечественной войны

С началом войны с Германией Гарасимов и его супруга не покинули Ленинград, хотя имели такую возможность. Они вплоть до 1943 г. оставались в этом героическом городе и, помимо работы на «Ленфильме», активно участвовали в его обороне.

В эти годы фильмы Сергея Герасимова не многочисленны, однако все они посвящены теме борьбы с оккупантами. Так, помимо первого выпуска «Боевого киносборника», он снял ленту «Непобедимые» с Макаровой в главной роли.

После 1943 г. семейство Герасимовых вынуждено эвакуироваться в Ташкент. Здесь появляется их совместный проект «Большая земля», посвященный вкладу тыла в борьбу с фашистами.

Через год супруги получили возможность вернуться в Ленинград, однако решили перебраться в столицу СССР.

Послевоенное творчество

В Москве многое меняется в жизни и творчестве Сергея Герасимова. В первую очередь теперь супруга перестает быть центром его кинотворчества. В большинстве своих будущих работ он выделяет ей роли, однако уже не главные, а второстепенные. А иногда и вовсе не приглашает сниматься, как в случае с экранизации романа Шолохова «Тихий Дон» (фильм 1958 г.). Главные же роли теперь получают более молодые и красивые актрисы, многие из которых были студентками Герасимова. «>

Настоящий успех и слава приходят к режиссеру благодаря ленте «Молодая гвардия», рассказывающей о борьбе комсомольцев с фашистским оккупантами. За эту работу и Сергей Аполлинариевич, и исполнители главных ролей получили по Сталинской премии.

Следующие несколько лет режиссер снимает документальные кинокартины о Китае – «Новый Пекин» и «Освобожденный Китай». Кроме того, после смерти Сталина именно ему поручают заняться съемками документальной ленты об этом. «>

Через 10 лет после «Молодой гвардии» Сергей Аполлинариевич снимает свой второй культовый послевоенный проект – «Тихий Дон» (фильм 1958 г.). Эта трехсерийная лента о судьбе донского казачества показала все мастерство Герасимова-режиссера, а также открыла миру таких талантливых актеров, как Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириченко и Людмила Хитяева.

Примечательно, что более чем через 30 лет один из учеников режиссера – Сергей Бондарчук – снимет свой вариант «Тихого Дона».

Работы Герасимова в 60-70 гг.

Следующей важной работой становится лента «Люди и звери». Фильм 1962 года рассказывает о судьбе лейтенанта Алексея Павлова, попавшего в плен и долго жившего на чужбине. Эта картина многие годы вынуждена была пылиться на полке и стала доступна зрителям лишь после распада СССР. Точно неизвестно, почему картина «Люди и звери» (фильм 1962 г.) была запрещена к показу даже в годы перестройки. Считается, что властям не понравилось слишком мягкое изображение капитализма.

После печальной судьбы «Людей и зверей» его создатель на долгие годы уходит из исторического кино, сосредоточившись на картинах о человеческих взаимоотношениях. Специально для своей ученицы – Галины Польских (к которой, по слухам, он тоже был неравнодушен) – он пишет сценарий ленты «Журналист». Фильм этот появляется на экранах в 1967 г. и довольно хорошо принимается зрителями. Помимо советских артистов, в нем снимались и француженки Анни Жирардо и Мирей Матье. Также и Тамара Макарова получила небольшую роль Ольги Паниной в кинокартине «Журналист».

Фильм следующий – это снова драма об отношениях, «У озера». «> Она стала полноправным дебютом для Натальи Белохвостиковой, которую Герасимов взял к себе на курс без экзаменов. Ходили слухи, что сценарий ленты, написанный самим Сергеем Аполлинариевичем, был отражением его чувств к этой невероятно красивой девушке. Ведь в центре сюжета – любовь молодой девушки и немолодого женатого директора комбината (в исполнении Василия Шукшина).

Словно извиняясь перед супругой за невнимательность к ней как к актрисе, Герасимов поручает Тамаре довольно важные роли в своих следующих 2 картинах: «Любить человека» и «Дочки-матери».

Фильм первый (из вышеперечисленных) посвящен взаимоотношениям стареющего мужчины и его более молодой супруги. Фактически он является своеобразным вариантом развития темы отношений между влюбленными разных возрастов, которая была рассмотрена в ленте «У озера».

А вот «Дочки-матери» (фильм 1974 г.) в этом плане намного интереснее. В этой ленте впервые за многие годы Герасимов снимает в одной из главных ролей – супругу. Тамара Федоровна играет интеллигентную преподавательницу балетной школы, которая приютила у себя девушку из детдома. Практически весь сюжет построен на взаимоотношениях людей из разных слоев общества.

Последние годы великого режиссера

Попав в мир кино фактически с улицы, Сергей Герасимов всю жизнь пытался предоставить подобный шанс и другим талантливым молодым людям. И даже в последнее десятилетие жизни он не отошел от этого принципа. Его последняя (в 70-х гг.) киноработа «Красное и черное» была снята на основе дипломного спектакля студентов его актерской мастерской.

Главную роль в ней получил студент Герасимова и Макаровой Николай Еременко-младший (дебютировал в ленте «У озера»). Его возлюбленную сыграла дочка двух других студентов (Сергея Бондарчука и Инны Макаровой) – Наталья Бондарчук, а ее очаровательную соперницу — Наталья Белохвостикова.

Экранизация «Красного и черного» стала возвращением Герасимова в историческое кино. Следующая его работа – это первая часть дилогии о Петре I – «Юность Петра» (фильм 1981 г.). В этом проекте режиссер собрал любимых артистов, включая супругу. Однако с художественной точки зрения данная картина (как и ее продолжение — «В начале славных дел») значительно уступают ранним работам режиссера. «>

В последующие годы успех этой дилогии Герасимова («Юность Петра» — фильм 1981 г. и «В начале славных дел») способствовал появлению мини-сериала «Россия молодая», где роль царя Петра сыграл все тот же Дмитрий Золотухин.

Последней работой Сергея Аполлинариевича стала лента «Лев Толстой», рассказывающая о старости великого российского классика. Примечательно, что Герасимов и Макарова исполнили в ней роли Льва Николаевича и его жены Софьи Андреевны. «>

На момент съемок здоровье режиссера вызывало опасения у его супруги, поэтому она была категорически против, чтобы он играл мертвого Толстого, считая это дурной приметой. Но Герасимов не согласился с ее доводами и сыграл, как и планировал.

Через год после выхода «Льва Толстого» (в 1985 г.), из-за проблем с сердцем, Сергея Герасимова не стало.

Тамара Федоровна Макарова пережила мужа на 12 лет, на протяжении которых более не снималась, хотя очень часто получала предложения от коллег и учеников.

Похоронены Сергей Герасимов и его супруга на Новодевичьем кладбище города Москвы, на 10-м участке. «>

К столетию со дня рождения Сергея Герасимова были установлены мемориальные таблички на домах, где они с супругой жили в Ленинграде и Москве.

Наследие Сергея Герасимова

После переезда в Москву Герасимов и Макарова преподавали во ВГИКе, а чуть позже стали совместно руководить мастерской. «>

В отличие от других педагогов, Сергей Аполлинариевич с супругой помогали своим студентам не только словом, но и делом. Так, наиболее талантливых учеников Герасимов снимал в своих кинокартинах или помогал им устроиться к другим режиссерам.

Ярким примером такой помощи может служить «Молодая гвардия» — фильм 1948 года. В этом проекте режиссер снял целую команду своих любимых учеников – Инну Макарову, Вячеслава Тихонова и Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Сергея Бондарчука, Клару Лучко и многих других. Кроме того, именно с этой картины начала свою режиссерскую деятельность Татьяна Лиознова (ассистировала Герасимову и сняла несколько сцен), впоследствии подарившая зрителям «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал».

Помимо вышеперечисленных артистов, Герасимов с супругой воспитали и множество других деятелей искусства. За это после смерти режиссера ВГИК был переименован в его честь.


Похожие посты

Как сделать снеговика из носка? | ServiceYard-уют вашего дома в Ваших руках.

Glavnii

Биндюжники — это… Кто такие биндюжники? :: SYL.ru

Glavnii

Дельфинарий в Новосибирске: подробное описание, адрес, фото, отзывы

Glavnii
Adblock
detector