Туризм

Гагаузы – тюркоязычный народ, который проживает в основном на юге Молдовы и в Одесской области в Украине, а также в Болгарии, Румынии, Греции, Турции и в небольших количествах в Канаде и Бразилии. В прошлом их чаще всего называли «отуреченными болгарами». Гагаузы – крещеные либо болгаризованные турки или же лингвистически тюркизированные христиане-болгары. Говорят на северо-западном диалекте турецкого со многими славянскими, особенно болгарскими и в последнее время русскими дополнениями. Мигрировали в Бессарабию в конце XVIII и начале XIX в. В первоначальном районе поселения на западных побережьях Черного моря (в Румынии и Болгарии) их осталось немного. С присоединением Бессарабии к России гагаузы заняли южную часть региона в качестве привилегированных колонистов.

Сегодня в Молдове проживают 152 752 человека с национальностью «гагауз» (77,5 %), 32 017 (16,2 %) в Украине и 10 057 (5,1 %) в России. В остальных бывших республиках СССР их немного.

Демография


За 30 лет между советскими переписями число гагаузов, в т. ч. в Молдове, выросло на 59,2%, что на 1,6% больше, чем в Советском Союзе в целом. Гагаузское население увеличилось на 26,5 % в 1960 годах, 5 % в 1970-х и 13,8 % в 1980-х. Резкое падение темпов роста в 1970-х. можно объяснить советской ассимиляционной политикой и, в частности, тем фактом, что после хрущевской оттепели с начала 1950-х до начала 1960-х в Молдове ограничивалось развитие гагаузской идентичности и возможности социального и профессионального продвижения гагаузов. Чтобы приспособиться к реалиям Молдавской ССР, необходимо было присоединиться к большинству. Поэтому вместо национальности «гагауз» у многих в паспорте было записано «молдаванин».

Согласно переписи 1970-х годов, 1/3 гагаузов жила в городах и 2/3 в деревнях. Количество мужчин и женщин было одинаковым.

Гагаузы: их язык и кто они такие

Гагаузский язык относится к юго-западной (огузской) подгруппе тюркской группы алтайской семьи. У него есть два разговорных диалекта: центральный (на нем говорят в бывших Чадыр-Лунгском и Комратском районах МССР) и южный (в Вулканештском).

До революции фольклорные тексты публиковались кириллицей. В составе Румынии литература, в частности религиозная и историческая, публиковалась на латинице. В 1957 году была создана письменная система на основе русского алфавита.

Гагаузы сохраняют свой родной язык с относительным постоянством. Так, 94,3 % говорили на нем в 1959 г., 93,6 % в 1970 г., 89,3 % в 1979 г. и 87,4 % в 1989 г. Они также говорят на других языках, в основном на русском. Его знали 63,3 % гагаузов в 1970 г., 68 % в 1979 г. и 71,1 % в 1989 г. Некоторые из них свободно владеют румынским языком (около 6 % населения в 1970-х и 1980-х).

Гипотезы о происхождении


И сам вопрос «кто такие гагаузы», и их происхождение до сих пор остаются загадкой. На данный момент ни местные, ни иностранные специалисты не смогли прийти к консенсусу, хотя было предложено более 20 гипотез. Многие из них начинаются с вопроса: «Что за нация гагаузы – отуреченные христиане или христиане-турки?» То есть были ли они болгарами, которые переняли турецкий язык, или турками, которые обратились из ислама в православие? Происходят ли они от скотоводов, или это было оседлое население, которое ассимилировалось со скотоводами?

Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов. Во-первых, отсутствует информация в средневековых хрониках. Во-вторых, популяция гагаузов на Балканском полуострове накануне их переселения в Российскую империю была разнородной.

Большая часть ранней этнической истории гагаузов разворачивалась на границах между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землей, населенной оседлыми народами. Накануне переселения в Бессарабию они состояли из двух этнических линий: хасыл (истинных) и болгарских.


Так кто такие гагаузы? И их происхождение, и национальная принадлежность не дают ученым покоя вот уже много лет. Большинство ученых склоняются к такой следующему. Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году. Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса. Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха.

Гагаузы – кто это?

В ходе частых русско-турецких войн в конце XVIII и начале XIX вв. гагаузы вместе с русской армией эмигрировали в степи южной Бессарабии, прежде всего в пределах Бендерского и Измаильского районов. В 1861–1862 годах некоторые из них поселились в Таврической губернии.

Волна столыпинской аграрной политики в период между 1912 и 1914 годами привела некоторых гагаузов в Казахстан, а затем еще одна группа поселилась в Узбекистане в течение очень сложных лет начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-х годах они называли себя болгарами. В Майслерге около Ташкента, где живут гагаузы, они сохраняют это название по сей день.

Традиционное жилище


Где проживают гагаузы? Их традиционный дом состоит из трех комнат с дополнительной стенкой из дерна (завалинки) вдоль главной стены и верандой, поддерживаемой колоннами. Стены комнат увешаны полотенцами и коврами (украшенными цветочными узорами), популярными среди гагаузов, а полы устланы ковровыми дорожками.

Экономика

Традиционная экономика гагаузов базировалась на животноводстве, особенно овцеводстве, и сельском хозяйстве – выращивании зерновых и виноградарстве. Еще недавно, несмотря на культурное сходство, можно было без труда определить кто это – гагауз или болгарин. У них всегда были важные различия: болгары были крестьянами, а гагаузы хотя и занимались сельским хозяйством, в своем мировоззрении, по сути, являлись скотоводами.

Продукты питания

Многие следы кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов. Кто это такие, позволяет понять, например, особый способ переработки молока и консервирования мяса, творога и овечьего молока. Основным продуктом питания у них является зерно во многих вариациях. Многие праздники и ритуалы связаны с выпечкой хлеба, пшеничных хлебов (калачей) и пресных лепешек.

Любимым блюдом гагаузов является многослойный пирог, фаршированный сыром из овечьего молока и облитый сметаной перед выпечкой. К другим деликатесам относятся пироги с тыквой и из первого молока коровы, которая только что отелилась. Традиционное ритуальное блюдо, называемое курбан, которое представляет собой кашу из болгарской пшеницы с заколотым «жертвенным» бараном, является еще одним свидетельством балканского происхождения гагаузов, народа со степным скотоводческим прошлым. Особое место в национальной гагаузской кухне занимают острые мясные соусы. В одном из них соединены лук и мелко гранулированная каша, а другой готовится на основе помидоров. Красное домашнее вино подается к обеду и ужину. Незаменимым компонентом праздничного стола является холодец.

Одежда


В конце XIX века костюм гагаузских женщин состоял из холщовой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка. Зимой они надевали платье с рукавами, куртку с тканью и безрукавную шубу. Обязательными чертами женской одежды были серьги, браслеты, бусы, а среди богатых гагаузок – ожерелье из золотых монет. По словам дореволюционного исследователя, женщины носили так много украшений, что они покрывали всю грудь до пояса.

Традиционная внешность гагауза (фото приведено в статье) включала рубашку, штаны, широкий красный пояс, а летом – шляпу. Зимняя шапка была сделана из каракулевой овечьей шерсти. Одежда пастуха состояла из обычной рубашки в сочетании со штанами из овчины с шерстью вовнутрь, безрукавной шубой и короткой дубленой куртки, иногда украшаемой красно-зеленой строчкой.

Социально-политическая организация

В последнее время в связи с увеличением спроса на представителей меньшинств в различных профессиях возникла необходимость в улучшении массовой коммуникации. К сожалению, усилия в этом направлении остаются ограниченными. Например, в 1988 г. на гагаузском было издано по 5,5 книги на каждые 100 человек гагаузской национальности по сравнению с 297 книгами на молдавском (т. е. румынском) на каждые 100 человек, 1293 на 100 в Эстонии и в среднем 807 в бывшем СССР в целом.


Перспективы выживания национальной культуры и независимого существования гагаузов являются незначительными. У них самое низкое соотношение лиц с высшим образованием в Молдове, практически отсутствует художественная и очень слабая научная интеллигенция, и острая нехватка интеллектуалов в целом. В 1989 г. в государственных университетах и политехнических институтах училось вдвое меньше гагаузов, чем в 1918 г. Соответственно, они слабо представлены в государственных органах, профессиональных областях и в сфере услуг. Это привело к движению за национальное возрождение.

12 ноября 1989 года внеочередная сессия представителей Верховного Совета Молдовы приняла резолюцию, призывающую к созданию Гагаузской АССР в составе Молдавской ССР. Однако через 3 дня президиум Верховного Совета Молдавии не смог подтвердить это решение, тем самым попирая принцип национального самоопределения. Более того, молдавская пресса начала кампанию антигагаузской пропаганды. Несмотря на ряд заявлений о возрождении гагаузов, отсутствие необходимых условий, в т. ч. национально-территориальной автономии, затруднило бы их реализацию, и они были бы обречены на ассимиляцию.

Религия


Гагаузы — кто это в религиозном отношении? Большинство из них – православные христиане. Их предки – тюркоязычные скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. Хотя в начале XX в. в местных селах было несколько переведенных книг, нет надежных доказательств того, что перевод Нового Завета на турецкий язык (распространяемый Библейским обществом в Лондоне и использующий греческий алфавит) был им широко доступен.

Исторический контекст

После советской аннексии Бессарабии в 1940 году гагаузские населенные пункты были разделены между Молдавской и Украинской ССР. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. При советской власти они подвергались русификации переходом на кириллицу, введенной в 1957 году, и через преподавание в школах на русском языке с конца 1950-х годов. Около 73% гагаузов считают русский язык своим вторым языком, а большинство политической элиты является русскоязычной.

В пределах Советского Союза гагаузы были крупнейшим тюркским населением, не имеющим своего территориального образования. На протяжении всего советского периода их этническая самосознательность оставалась слабо развитой. Эта ситуация быстро изменилась в конце 1980-х, так как возникли опасения румынизации. Хотя закон 1989 года разрешил использование гагаузского языка, проходили забастовки против повышения уровня молдавского до статуса государственного. В ответ на декларацию о суверенитете Молдовы власти в Комрате объявили о создании Гагаузской ССР.


Такие действия привели к периоду двоевластия в регионе. В 1992–1993 годах местные военизированные формирования периодически сталкивались с молдавскими властями, но не вмешивались в приднестровский конфликт. Но Комрат сотрудничал с Тирасполем в продвижении идеи конфедерации 3 государств. Поскольку 70% гагаузов живут в Молдове, нацменьшинством они себя не считают, а людьми, которые имеют право на национальную территорию. Турецкое посольство поддержало более умеренную идею автономии в контексте единой страны.

Закон о статусе Гагаузии

B феврале 1994 г. гагаузы отказались от идеи конфедерализации страны и согласились участвовать в выборах, если будут выполнены их требования в отношении автономии. B регионе победил русскоязычный блок партий. B июле 1994 г. была утверждена новая Конституция страны со статьей, гарантирующей автономию для гагаузских населенных пунктов.

В декабре был принят закон «О специальном правовом статусе Гагаузии». В преамбуле гагаузы были признаны народом, а не этнической группой или этническим населением, как указывала советская теория, с правом на самоопределение в Молдове. Инициатива объединила два принципа: она связала национальность с конкретной территорией и понятием конституционных гарантий, передачей полномочий, представительными органами, системой сдержек и противовесов. Закон также разрешил самоопределение Гагаузии, Молдова изменит свой статус.


Согласно закону автономное территориальное образование (АТО) получило собственный законодательный орган Халк Топлушу, избираемый на 4 года, и исполнительные органы во главе с Башканом, занимавшем по должности пост заместителя премьер-министра Молдовы. Оба поста наделялись значительными полномочиями. Кроме того, тремя официальными языками должны были стать гагаузский, молдавский и русский. АТО получило свой суд, полицию и органы безопасности в центральной и региональной юрисдикции. Центральные власти сохранили за собой финансы, оборону и внешнюю политику.

5 марта 1995 года был проведен референдум по определению границ Гагаузии. 28 мая 1995 года состоялись выборы Башкана и Народного собрания, а также был проведен референдум по определению административного центра региона, которым стал Комрат.

Хотя большинство политических сил в Молдове достигли консенсуса относительно создания территориальной автономии, это также вызвало значительную оппозицию. На протяжении всего начала 2000 годов также усиливались утверждения оппозиционных групп в Гагауз-Ери о вмешательстве правительства в дела автономного региона, в том числе о предвыборном вмешательстве, а в 2004 году центристский оппозиционный альянс «Наша Молдова» обвинил ПКРМ в «тоталитаризме» в Гагауз-Ери после отставки мэра Комрата Константина Таушанджи, обвиненного в растрате.

Текущие проблемы


С отсталой промышленностью и отсутствием других источников дохода, кроме сельского хозяйства, Гагаузия по-прежнему является самым бедным регионом Молдовы и в значительной степени зависит от субсидий со стороны центрального правительства. Широко распространено опасение, что дальнейшая интеграция с ЕС негативно скажется на и без того низком уровне жизни и торговле с Россией. Следовательно, пророссийские настроения и настроения против ЕС сильны. О том, что за нация гагаузы, говорит тот факт, что в 2014 году почти 99% из них проголосовали на референдуме за присоединение к Евразийскому экономическому совету, а не за более тесные связи с ЕС.

Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com

Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Общая численность гагаузов составляет 250 000 человек. В Молдове гагаузской общине предоставлена автономия в виде территориального образования Гагауз Ери с центром в городе Комрат. Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских народов. Большая часть гагаузов исповедует православие.

Гагаузский народ сформировался как самостоятельный этнос на Балканском полуострове. Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современных Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В средние века эти земли составляли исторические области: Добруджа, Македония, Фракия, которые входили тогда в состав Византийской империи.

История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Ранняя этническая история гагаузов также изучена слабо. До настоящего времени вопрос об их происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г.Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М.Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов.

Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие.

В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы — потомки малоазийских турок, переселившихся в XIII в. под руководством султана Кей-Кавуса в Добруджу и вместе с тюркоязычными куманами (половцами) основавших здесь «Огузскую державу» («Узиэялет»).

Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы — самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен — печенегов, узов, половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в.

Тюрки-узы — это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками и печенегами. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через Великую степь перешли из Средней Азии на Балканы. Гагаузы, уже сформировавшись на Балканах как этнос, с середины XVIII в. стали переселяться на территорию южной Бессарабии — в Буджак. На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв., а другие к ХШ в.

Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки.

Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках (болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких) сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и.т.д.

Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позиций придерживались в Болгарии Г.Занетов, Л.Милетич, В.Маринов, И.Райков, И.Титоров.

Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835, 1851 и 1859 гг.

Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена — узы (то есть — огузы). Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись васcалами Хазарского каганата.

После 965 года, когда Хазария было разгромлена русским князем Святославом, печенеги, огузы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар.

В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065 г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции, Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с другими племенами — печенегами, половцами, куманами дало прямых предков сегодняшних гагаузов. Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г. Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенеза гагаузов.

Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз/гагагуз/гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз означает «настоящие огузы», то есть те из них, которые во время принятия ислама остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству.

Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунаем, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны. В XIII веке автономным формированием на территории Добруджи было государство, известное как «Добруджанское княжество» или «Узи эйялет» — первое государство гагаузского народа.

Стоит также отметить существование другой версии происхождения этнонима «гагауз» – Гёк-Огуз (небесные, синие Огузы).

Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке. Своего расцвета государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380 гг.).

После 1417 г. государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и, исповедуя христианство.

Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа — огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков.

Часть гагаузов мигрировала в Россию через Дунай в 1750-1846 годах. Они поселились в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье.

В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы — гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях.

Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Переселение гагаузов продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 гг.).

Переселенческие волны были связаны в основном с русско-турецкими войнами конца XVIII — начала XIX в. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии.

Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространение в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены, и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов.

Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами, создали движение «Гагауз Халкы» (Гагаузский народ) в 1988 году. В 1989 году «Гагауз Халкы» провели свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в городе Комрат.

В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости.

Только в 1994 году 23 декабря парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день — день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию, как удачный пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран.

В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в ее состав вошли 3 города и 27 сел. В 1995 году в результате демократических выборов был избран первый Глава (Башкан) Гагаузии — Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его председатель Петр Пашалы.

кто такие гагаузы и где они живут?

  1. Причем у них турецкий более правильный, классический, чем у самих турок)
  2. Гагаузы-древнейший этнос тюркского пройсхождения. В7-8вв ушли С. КАВКАЗА из-за иудея-хазарской гражданской войны. Есть документальное подверждение.
  3. Сергей Сорокин! А чего два раза-то? Мы с первого хорошо понимаем!))))
  4. На Балканском полуострове существует такой народ с очень таинственным и противоречивым происхождением, хотя его лингвистическая и антропологическая принадлежность к семье тюркских народов вполне ясна и неоспорима. Речь идт о гагаузском этносе. Место этногенеза гагаузов, без сомнения, южный регион Варны и Добруджи (сегодня входящий в состав Болгарии) . Представители гагаузского народа живут более или менее компактными группами на территории Республики Молдова, Греции, Македонии, Румынии и Украины. Несколько тысяч гагаузов рассеяны по странам Средней Азии, в России и в других государствах, которые прежде были частями Советского Союза.
    Абсолютное большинство гагаузов живт на территории Болгарии, вторая же по численности группа гагаузов составляют их диаспору в Бессарабии: на юге Республики Молдова (автономное административно-территориальное образование Gagauz Yeri, на котором мы остановимся в отдельной главе) и в Украинском анклаве Южного Буджака.
    Интересно отметить тот факт, что Республика Молдова единственная страна из тех, где проживают гагаузы, в которой они пользуются полным признанием своих прав на самоутверждение, как национально-лингвистическое единство, и на развитие национальных языка и культуры. Во всех остальных вышеперечисленных государствах они полностью лишены этих прав, даже в Греции члене Европейского Союза, который столь озабочен меньшинствами. Тем более смешной и абсурдной выглядит в этой связи традиционно враждебная позиция Комрата по отношению к центральным властям Республики Молдова и молдофобские настроения, которые, к сожалению, сегодня среди гагаузов преобладают.
  5. я Гагауз. Мы живм на южной стороне Молдовы. Наша столица город Комрат. И вообщето мы отличаемся от турков немного. У нас и у них почти все слова одинаковые.
  6. «Гагаузы — это народ, говорящий на турецком языке, но исповедующий православие». И хотя гагаузский язык близок, но отнюдь не идентичен турецкому, однако уже из этого краткого определения видно, что в судьбах этого народа особенно ярко запечатлелись исторические противоречия в развитии эгов-востояной Европы.

    Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название «Буджак». Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения.

    Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. В Буджак гагаузы переселились в начале XIX века из Болгарии.

    Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы — прямые потомки племен, населявших «Поле» — степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад. Значительная часть племен говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства. Русские князья нанимали одних кочевников для защиты от других, что приводило к принятию неславянскими племенами православия. Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы — черные клобуки? Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов. К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии. Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи — они переселились на место кочевавших здесь ногайцев.

    Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы — это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы — древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них — существовавшая в период революции 1905 — 1907 годов Комратская республика.

    Гагаузский язык — тюкский в своей основе — окончательно сложился в XIV — XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики. С 1958 по 1961 годы в школах велось обучение на гагаузском языке, однако преподавание его было прекращено, и школы переведены на русский язык. Было свернуто издание газет, прекращены радиопередачи на гагаузском языке. Лишь в 1989 году в ряде школ возобновилось изучение языка.

  7. Все гагаузы-иллюминаты.
  8. Гагаузы живут в устье Днепра, в Одесской области.


Похожие посты

Сколько всего городов в России? — Topkin | 2018

Glavnii

10 НЕВЕРОЯТНЫХ СУЩЕСТВ МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЫ — Приколы — видео смотреть.

Glavnii

Как позвонить в Беларусь из Москвы с мобильного и домашнего?

Glavnii
Adblock
detector