Культура

ПОНЁВА | Русь Изначальная

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом[1]. Ещё в конце 19 — начале 20 вв. была распространена в южно-великорусских и белорусских областях[2].

Существовал обряд — одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.

  • 1 Обычай ношения
  • 2 Описание
    • 2.1 По покрою
    • 2.2 По расцветке
    • 2.3 Украшения
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Ссылки

Обычай ношения


Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплекте с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда[3].

С момента обряда совершеннолетия — одевания поневы — про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота».

« Девки не носят ее, или только просватанные.
(Словарь Даля)
»

Хотя женщина носила паневу всю жизнь, в зависимости от возраста ее вид менялся, в частности, колебалось число изображенных ерг:

  1. перед приходом сватов и жениха — «печальный» наряд — понева о 3 ергах
  2. на третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым[4]

  3. на свадьбу — праздничная панева после перехода в дом мужа — о 11 ергах
  4. в детородный период женщина — об 11, 9, 7 и 5 ергах.
  5. «старуха» (начиная с 40 лет) — о 3 ергах (зачастую женщина сама выбирала время для смены)
  6. глубокая старость (около 70 лет) — об 1 ерге. Тут узенькая белая ергическая полоска ткалась безо всяких узоров[5].

Особые правила выбора панев существали в дни праздников и траура:

  • в первые дни праздников бабы наряжались в поневы об 9, 11 ергах, то есть в самые красивые. У праздничной поневы ширина бранья шире, краски сочнее, многоцветнее, узоры сложнее.
  • солдатка носила печальную поневу о 3-х ергах.
  • вдова носила печальные одежды и поневу об 1 ерге[5].

«В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.»[6]

Описание


Характерное отличие паневы от любой другой юбки в том, что она изготавливалась обычно из трех (или более) кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане. Поскольку станок имел ширину от 35 см, именно это и диктовало обычное количество полотен — трехполые паневы[5].

Панева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью[5]. Спереди часто надевался передник-фартук.

По составу ткань для паневы имела следующий характер: основа — конопляная, а уток — шерстяной. Иногда имела холщовую подкладку[5].

Панёвы различаются по крою и расцветке.

По покрою

  1. панёвы распашные, открытые спереди или сбоку
  2. с прошвой, глухие

Оба типа присущи областям южной России.

В Смоленской губернии среди распашных панёв различаются:

  • растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока,
  • и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ носили с подтыком — отворачивали и перекидывали через пояс.

В Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Рязанской губерниях панёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс.

Вариантом является панёва-плахта с разрезом спереди, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, которая состояла из двух сшитых наполовину полотнищ.

В Рязанской и Орловской губерниях носили также гофрированную паневу.

Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве считалось зазорным. Прошва — это 4-е узкое полотнище, которое могло вшиваться и временно, на «живую нитку». Она располагалась сбоку или спереди. Даже если она являлась изначальной частью паневы, то все равно изготавливалась из отличной от основного полотнища ткани, и четко ограничивалась полосками кумача, позументами.

«„Наборную“ поневу шили из четырех полотнищ ткани (три полотнища — из черной клетчатой, одно — прошва — из однотонной черной шерсти), собранных в верхней части на шнур-„вздержку“. Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчетливо выделились на бархатисто-черном фоне поневного полотна.


бопытно, что в декорировке „наборной“ поневы использованы различные способы оформления мест соединения полотнищ, Так, место стыка прошвы, располагающейся спереди слева, и клетчатых полотнищ отмечено многоцветной вышивкой. С правого бока поневные полотнища соединяются „своской“ — продольной полоской ткани шириной 4 см с вышитыми па пяльцах узорами. Поскольку спереди и с боков понева закрывалась передником, ее более всего украшали сзади. Ширина задней „своски“ достигала 7 см. Клетчатая поневная ткань на две трети ширины расшивалась с обеих сторон красно-оранжевыми шерстяными нитями, при этом вышитый узор сзади также был шире, чем с боков. Широкая полоса орнамента на подоле представляла собой две линии ромбов, обрамленных узкими косичками. Включение в основную красно-оранжевую гамму вышивки темно-синих, зеленых и вишневых нитей усиливало общую контрастность цветового решения „наборной“ поневы, главной характеристикой которой является исключительная красочность»[4].

По расцветке

По расцветке, орнаментации и украшению паневы намного более разнообразны. Часто свои варианты имели даже отдельные села. Однако из-за миграций при колонизации южных земель и проч. четко локализовать их по распределению цвета и орнамента трудно.

  • Основной тип — синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях.

  • Черная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний.
  • Синяя гладкая и красная полосатая панева — Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний.
  • Красная панева — также в Тульской и Воронежской губерниях, то есть в бассейне Дона, а также в некоторых местностях Смоленской, Орловской и Рязанской губерний.
  • Расшитые шерстью тёмно-синие или чёрные клетчатые панёвы — в Воронежской губернии
  • Украшенные ткаными узорами, иногда очень сложными — в Калужской, Рязанской.

В некоторых селах Пензенской области женщины носили тяжелые браные (то есть тканые) поневы.

Украшения

Обычно у панёвы были подолы, кромки вдоль разрезов, а также швы прошв, богато украшенные вышивкой, кумачовыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками.

«В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: „потринитка“, „на шленке“, „наборная“. Самой многодельной была понева „потринитка“; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех»[4]

  • Воронежские поневы обшивались и украшались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей и дополнялись различными швами и розетками, блестками.

Таким образом, понева — это не просто ткань, но и целый комплекс украшений, которые покрывали эту деталь женской одежды. Она имела тщательно разработанный широкой узорный, браный подподольник. Подподольники отличались друг от друга количеством нашитых на них солярных, то есть солнечных знаков — ерг. Ерга, или ярга — это славянская свастика, символ бога Ярилы. Ерг на костюме могло быть нечетное количество, от одной до одиннадцати[5].

Литература

  • Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещёры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. — М.: 1926.

Ссылки

  • Схема паневы [2]
  • Фотогалерея
  • http://narjad.narod.ru/tips/panova.htm
  • http://www.ethnomuseum.ru/glossary/?%CF%EE%ED%B8%E2%E0
  • http://www.kidsoft.ru/arch-2005/files/web_design/wd_24/odeghda_women.htm
  • http://morgetta.livejournal.com/21040.html
  • http://memoriesthatlastforever.com/veka.htm
  • Русские народные костюмы на сайте Эрмитажа

Понева на юге Руси — это кусок клетчатой ткани, который оборачивался вокруг бедер и вздергивался на талии с помощью гашника — шерстяного шнура.


гласно моде того или иного времени (или той или иной деревни) понева спускалась ниже талии, либо, напротив, поднималась выше, под грудь. Если учесть, что ширина ткацкого станка была от 35 см, то становится понятным, почему понева составлялась из нескольких полотнищ, обычно из 3-х. Снизу понева украшалась вышивкой. Например, воронежские знаменитые поневы обшивались и украшались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей и дополнялись различными швами и розетками, блестками… Т. е. понева — это целый комплекс украшений, которые покрывали эту деталь женской одежды.

Что касается костюма как комплекса, то в основе русского народного костюма была рубаха. Рубаху носили дети, старухи, девушки. А уже поверх рубахи в зависимости от того, какого возраста была женщина, надевались соответствующие дополнительные детали костюма. На юге это была понева (даже существовал такой обряд — одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной), поэтому комплекс одежды так и назывался — поневный. В некоторых селах Пензенской области женщины до сих пор носят тяжелые браные (т.е. тканые) поневы.

Поневы трехполые состояли из 3-х полотен, цвета — например, красный, синий, белый (ну, ходили, в общем, сплошь в прообразах будущего российского флага…).


нова для них бралась конопляная, а ут? к (поперечные нити ткани) был шерстяной. Но это внешняя характеристика одежды. Внутреннее же ее содержание заключалось в тщательно разработанном широком узорном, браном подподольнике. Эти подподольники отличались друг от друга количеством нашитых на них солярных, т. е. солнечных знаков — ерг. Ерга, или ярга — это древнейшее обозначение солнечного животворящего знака, символа энергии жизни. Это знак Ярилы, древнейшего славянского бога, от которого ярится земля и все живое. Ерг на костюме могло быть нечетное количество, от одной до одиннадцати.

Женщина носила поневу на протяжении всей жизни, но в разные периоды ее внешний вид менялся. Впервые поневу добрую, красивую, одиннадцати ерг молодая женщина надевала на свадьбу. Но не сразу. На первый день свадьбы перед приходом сватов и жениха невеста надевала «печальный» наряд — поневу о 3-х ергах. И только после перехода в дом мужа молодая жена переодевалась в праздничную поневу. С этого момента невеста, как ни грустно, становилась бабой. И уже не снимала поневы до конца своей жизни. В чадородный период женщина носила поневы об 11, 9, 7 и 5 ергах.

Рано или поздно каждая женщина, естественно, теряет способность к деторождению и из бабы превращается в старуху, именно так повелось называть таких женщин у русского народа и нередко таким «старухам» на Руси едва исполнялось 40 лет. Но вообще-то каждая женщина сама определяла это свое время. И сама (добровольно!!!) надевала поневу о 3-х ергах. Ближе к 70 годам надевалась понева об одной ерге. Глубокие старухи носили особые, совсем легкие поневы. И узенькая белая ергическая полоска на них ткалась уже безо всяких узоров и, следовательно, была дешева.


Были для русских женщин особые правила ношения нарядов в дни праздников и печали. В первые дни праздников бабы наряжались в поневы об 9, 11 ергах, т. е. в самые красивые. У праздничной поневы ширина бранья была шире, краски сочнее, многоцветнее, узоры сложнее. Проводив мужа в армию, солдатка носила печальную поневу о 3-х ергах до его возвращения. Вдове полагалось носить печальные одежды и поневу об одной ерге всю жизнь.

Сохраняя на протяжении веков с любовью и уважением традиции предков, нашедшие отклик в самых разных деталях быта, человек может сохранить себя как духовную сущность, существо, являющееся элементом природы, космоса. Об этом всегда знали наши предки, свято соблюдая обычаи и традиции. Помнить об этом полезно и нам всем!

Материал для статьи был «подслушан» на «Радио России».


Похожие посты

«Мы будем тихонько двигаться вперед»

Avtor

В Екатеринбурге поставили спектакль по абсурдистской пьесе «Лысая певица»

Avtor

На дне Северного моря нашли затерянный мир каменного века

Avtor
Adblock
detector