• Главная
  • Культура
  • Памяти Густава Гурьянова: об ударнике группы «Кино» рассказывает Алексей Вишня: Музыка: Культура: Lenta.ru
Культура

Памяти Густава Гурьянова: об ударнике группы «Кино» рассказывает Алексей Вишня: Музыка: Культура: Lenta.ru

В 1979 году знакомится с художником Тимуром Новиковым, в 1982 году становится одним из первых участников созданной Новиковым группы «Новые Художники». С того времени начинает выставлять свои работы. Принимал участие в совместных с Новиковым проектах «0-революция», «0-объект». С декабря 1989 года входит в круг художников нового академизма, заявленного Тимуром Новиковым. С этого времени и до конца жизни участвует во многих выставках неокадемического искусства в России и за рубежом.

В июне 1990 года принял участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста[5] , организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост»[6].


В 1990 году участвует в проекте «Молодость и красота в искусстве», (конференция и выставка), проведённом Тимуром Новиковым и Дуней Смирновой в ленинградском Доме Учёных.[7]

В 1991 году участвует в выставке «Академизм и Неокадемизм» в Мраморном дворце (музей В. И. Ленина), вместе с другими первыми неокадемистами: Т. Новиковым, Д. Егельским и молодым кутюрье К. Гончаровым. Становится одним из первых моделей К. Гончарова, создавшего Модный дом «Строгий юноша»), носит одежду его дизайна (пальто, жилеты, рубашки). С этого времени получает среди друзей оставшийся с ним до конца жизни «титул» — «совесть петербургского стиля». Г. Гурьянов считался одним из «петербургских денди» конца XX — начала XXI века[8].

21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Т. Новиков, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов и др[9].

10 апреля 1991 года стал победителем телевизионного конкурса «Новое имя России и стран содружества»[10].

В июле 1992 года участвует в Третьей выставке на пролёте Дворцового моста «Феерия и Аллегория Леонардо» и в выставке «Тайный культ» в Мраморном дворце; на выставке были представлены также работы Вильгельма фон Глёден и французских художников Пьера и Жиля.[11]


В 1993 году круг неокадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неокадемисты — Т. Новиков, Г. Гурьянов, В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звание почётных профессоров Новой Академии[12].

12 мая 1993 года открывается первая персональная выставка Г. Гурьянова в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 9—12 декабря 1993 года участвует в выставке «Идея тела в современном русском искусстве» (Гамбург, Выставочный зал Гамбург-мессе). 10—19 июня 1994 года участвует в выставке «Ренессанс и резистанс» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 4 ноября 1994 года открывается персональная выставка художника «Сила воли» в галерее Риджина, Москва, куратор — Тимур Новиков. В сентябре 1995 года участвует в выставке «О красоте» в галере «Риджина», Москва, куратор — Дэн Камерон[13]. В феврале-апреле 1997 года принимает участие в выставке «Новый русский классицизм» в Стеделийк музеум, Амстердам.

В 1998 году картина художника «Гребцы» была выбрана в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме.

C 1999 года принимал участие в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым.

В сентябре 2001, марте 2003 и в 2004 году проходят персональные выставки художника в петербургской галерее Д-137, галерея также неоднократно представляла работы художника в рамках проекта Арт-Москва. В 2004 году. проходит персональная выставка художника в парижской галерее Orel Art, Париж. В 2011—2012 годах участвует в выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина», Москва, куратор Аркадий Ипполитов. Работы художника составляют основной блок выставки.


С 1991 года и до конца жизни основной темой работ Гурьянова становятся динамичные спортивные сюжеты. Художник воссоздаёт в своей живописи мотивы спортивной фотографии 1930-х годов; другими источниками становятся для него фильмы на спортивные темы — «Олимпия» и «Строгий юноша». Своим обращением в этой теме художник доказывает, что «тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия»[14]. В работах Гурьянова образы Родченко, Рифеншталь и Роома предстают освобождёнными от любой идеологии, кроме власти эстетизма. Образы спортсменов и моряков Гурьянов делает, практически, автопортретными, чем «стирает с них отпечаток „классовой массы“, заменяя своим личным нарциссизмом пассионарность толпы»[14].

По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году признан самым дорогим художником России последних 10 лет среди достигших карьерного пика после 1991 года и выставлявшихся на аукционах в последнее десятилетие. В частности, «Автопортрет» Гурьянова был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 году за 143 тысячи фунтов-стерлингов.[15]

— Екатерина Андреева [16]


Работы художника (избранные, живопись):

  • «Боксёры», «Керель», «Даёшь гол!» 1991
  • «Девушка с копьём» 1994
  • «Строгий юноша» Триптих 1994
  • «Гребцы» 1998—2000
  • «Красный октябрь» 1998
  • «Кронштадт» 1998—2003
  • «Авиатор» 1999
  • «Трактористка» 2002
  • «Гимнаст» 2003
  • «Трамплин» 2006

Биография

Гурьянов Георгий Константинович родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге) 27 февраля 1961 года в интеллигентной семье. Однако с детства не отличался тихим, примерным поведением. Рос энергичным и бойким мальчуганом. Уже с раннего возраста проявлял чрезмерное любопытство к искусству, пытался по-своему его понимать, невзирая на общественные штампы. Родители желали воспитать гармоничную личность и дать сыну качественное образование, а потому учитывали его увлечения живописью и музыкой.

Образование

Еще до поступления в общеобразовательную школу Георгий Гурьянов посещал музыкальный кружок при местном Доме культуры им.


зицкого. Здесь он освоил игру на нескольких инструментах. Среди них следующие: балалайка, домра, гитара, фортепиано. В 1974-1976 годах посещал среднюю школу в Купчино. В это же время параллельно учился в художественной школе № 1. По настоянию родителей в 15 лет поступил в художественное училище им. В. А. Серова. Но вскоре его исключили оттуда. Сам Георгий Гурьянов позже вспоминал, что регулярно прогуливал занятия и считал училище советским режимным заведением, небрежно называя его «Серовка».

Музыка

В конце 1970-х годов юный музыкант уехал в Москву и жил там несколько лет. Именно с этого времени и начинается профессиональный творческий путь Гурьянова. До знакомства с Виктором Цоем он в качестве бас-гитариста сменил несколько музыкальных коллективов. Это были группы «Сэм» (лидер Сергей Семёнов), «Автоматические удовлетворители» (лидер Андрей «Свин» Панов), «Народное ополчение» и «Игры» (выступал барабанщиком).

«>

И наконец в 1982 году он встретил Виктора Цоя, а сдружились они, когда вступили в коллектив «Новые художники». Гурьянов и Цой оба увлекались авангардными идеями о поиске сути в искусстве в обход общепринятых смыслов. На такой единой волне и было создано легендарное «Кино» в 1984 году. Здесь Георгий Гурьянов выступал одновременно барабанщиком, бэк-вокалистом, автором некоторых песен, аранжировщиком. За несколько лет своего существования группа записала восемь студийных альбомов и совершила гастрольный тур по всему Советскому Союзу, также выступала в Японии, где была особенно горячо принята.


Барабанщик «Кино» Георгий Гурьянов, помимо основной деятельности в группе, сотрудничал с советскими первопроходцами в электронной музыке – проектом «Новые композиторы».

С 1985 года музыкант работал с коллективом «Поп-механика». Это индустриальная группа оркестра С. Курёхина.

«>

Живопись

Кроме музыки Георгий Гурьянов увлекался живописью. В 80-х годах это хобби вышло на профессиональный уровень. Он сотрудничал с «Новыми художниками» и познакомился с основателем Академии Изящных Искусств Тимуром Новиковым. Именно с его подачи Гурьянов начал активно писать и выставлять свои картины. Отправной точкой стали проекты «0-объект» и «0-революция». Затем новоиспеченный художник начал участвовать в выставках так называемого неакадемического искусства, которые все чаще организовывались в России и за рубежом.

После распада группы «Кино» Гурьянов с головой ушел в живопись. Он принимал участие в различных проектах и конференциях, выступая за новое осмысление искусства.

С 1993 по 2004 г. в Санкт-Петербурге прошли пять персональных выставок Гурьянова.


Как и в музыке, он любил экспериментировать, затрагивая темы молодости и красоты в искусстве, идеи тела. С 1991 года все вышеперечисленное вылилось в единую тему, которая стала основной в творчестве Гурьянова-художника. Это динамичные спортивные сюжеты. В своей живописи он искусно использует мотивы спортивных фотографий 30-х годов. Источником вдохновения становится и кинематограф, а именно фильмы «Строгий юноша», «Олимпия» и другие спортивной тематики. Все это он оценивает с ракурса тоталитарного режима, говоря в своих работах о том, что искусство в любой политической ситуации разное и не исчерпывается «плоской идеологией». В своих картинах образы деятелей искусства (актеров, режиссеров), спортсменов, моряков изображает свободными от власти, даже автопортретными.

«>

Болезнь

20 июля 2013 года Санкт-Петербург потрясла новость – умер Георгий Гурьянов. Причина смерти – гепатит C с онкологией печени и поджелудочной. До определенного времени только близкие люди знали, как тяжело болел музыкант-художник. Он боролся с недугом не один год. В июне 2013 года музыкант Алексей Вишня официально сообщил о диагнозе коллеги и указал реквизиты для сбора средств на его спасение. На тот момент Гурьянов проходил лечение в больнице им. Боткина, и состояние его здоровья улучшилось. Но требовался курс точечной химиотерапии в Германии, которую он получил во Франкфуртском радиологическом институте. Измученный недугом и перелетом, Гурьянов вернулся в родной Санкт-Петербург, где через несколько дней скончался. Его похоронили на Смоленском кладбище. Информация о панихиде быстро распространилась в СМИ. На ней присутствовали близкие друзья, коллеги и поклонники творчества Георгия Гурьянова.

Интересные факты


  • Насыщенную жизнь прожил Георгий Гурьянов. Группа «Кино» прославила его как профессионального барабанщика с оригинальной манерой игры. На барабанной установке он играл стоя, словно подражая западным неоромантикам вроде группы Duran Duran.
  • Как музыкант Гурьянов попробовал себя во многих стилях и направлениях. В конце 80-х он серьезно увлекся культурами «техно», «хаус», клубным движением. Он стал первым организатором рэйвов в Санкт-Петербурге, которые проходили на ВДНХ, а также на московском стадионе в Крылатском. Георгий также разработал символику и дизайн плакатов для таких мероприятий.

«>

  • В многочисленных интервью Гурьянов всегда избегал темы личной жизни. Известно, что он никогда не был женат, и детей у него не было.
  • После распада группы «Кино» Гурьянов много путешествовал. Он посещал многие города Европы (Копенгаген, Амстердам, Рим, Париж) и США (Нью-Йорк, Лос-Анжелес). Но, по его собственному признанию, любимыми городами считал Мадрид, Лондон и родной Санкт-Петербург.

  • Гурьянов известен не только как музыкант и художник, но и как актер. Он снялся в 21 кинокартине. Из них 10 являются документальными. По словам режиссера Р. Нугманова, Гурьянову предлагали эпизодическую роль в фильме «Игла». Однако он отказался. Зато в 2010 году снялся в картине «Игла Remix» в роли диджея.
  • В 1991 году Георгий Гурьянов получил титул среди друзей «Совесть петербургского стиля» за участие в модных показах и помощь в организации Модного дома «Строгий юноша» модельера К. Гончарова. Он носил стильные пальто, рубашки, жилеты и считался петербургским денди рубежа веков.
  • В 2016 году Гурьянова признали самым дорогим художником России за последнее десятилетие. Его работа «Автопортрет» была продана на аукционе за 143 тысячи фунтов стерлингов.

Память

Внушительное творческое наследие оставил после себя музыкант, художник и актер Георгий Гурьянов. Биография его пока не стерта временем, а потому находит отражение в других творческих работах. Одной из таких стала памятная выставка ко дню рождения художника в 2014 году, на которой были представлены работы коллег по цеху. Среди них близкий друг и единомышленник Тимур Новиков, Андрей Крисанов, Андрей Хлобыстин и др. Также был подготовлен каталог картин, посвященный Георгию Гурьянову.
«>

Резюме

Звезды зажигаются и гаснут, оставляя после себя яркий след, который поддерживает память истинных поклонников и верных друзей. Мир знает Георгия Гурьянова как участника рок-группы «Кино». Но жизнь его, как видно, оказалась намного ярче и пронзительнее, чем эта легенда 80-х…


Похожие посты

Появился тизер новых «Мстителей»

Avtor

В Петербурге умер писатель-фантаст Михаил Ахманов

Avtor

Год Гранина

Avtor
Adblock
detector