Культура

Гранд-дама Тихого Дона

Месяц назад, 27 марта, «Золотая маска» назвала ее в числе лауреатов. Почетный приз в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» получила за нее в Большом театре сестра, Софья Авраамовна. А 26 апреля Элина Авраамовна Быстрицкая, народная артистка, прошедшая войну, лучшая, любимая многими поколениями зрителей Аксинья в шолоховском «Тихом Доне», ушла из жизни.

Элине Быстрицкой шел 92-й год. Более полувека она посвятила Малому театру. Первая роль в кино, военный врач в фильме "В мирные дни", была шестьдесят девять лет назад. Слава пришла в конце 50-х, когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова "Тихий Дон". С тех пор все про нее вроде бы знали всё — и ничего не знали. Она была для всех открытой — и неприступной.


Актриса Зинаида Кириенко рассказала о последних днях Элины Быстрицкой


Как она попала на войну? Родители служили во фронтовом госпитале, Элина прошла курсы медсестер, была санитаркой, потом лаборанткой. Характер ее закалила война. Заповеди отца — он был человек военный — усвоила с тех пор навсегда: наметила цель, приняла решения — сомнения в сторону, выполняй!

В пятьдесят третьем в родном Киеве Быстрицкая окончила театральный институт. Работала три сезона в Вильнюсской русской драме. Кто бы тогда подумал, что годы спустя окажется — и родилась, и училась, и первые успехи на сцене — все это было не в ее стране, а где-то "за границей". Будто и зрители там были, и любовь их — "заграничные". Впрочем, разве для искусства и любви границы существуют?

Среди самых дорогих своих наград Элина Быстрицкая всегда считала и орден Отечественной войны II степени, и маленький значок "Сын полка" (не было же звания "Дочь полка"). "Случайный вальс" — так назывался спектакль к 40-летию Победы по книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". Быстрицкая сыграла в нем на сцене Театра эстрады восемь ролей, составивших единый образ женщины на войне.

Про нее знали всё — и ничего не знали. Она была для всех открытой — и неприступной

В начале 60-х годов Быстрицкую вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком в США пригласили в Белый дом к супруге президента Эйзенхауэра. Там же ей предложили платье, в котором она должна была сфотографироваться для журнала "Америка". Быстрицкая отказалась — потому что "у советских собственная гордость" — о чем вспоминала с юмором. Хотя…



Владимир Бортко: Все, что делала Быстрицкая, было просто замечательно

Об Аксинье она мечтала с театрального училища. В Париже, на первой Неделе советского фильма во Франции, узнала вдруг: Герасимов снимет шолоховский "Тихий Дон". Вернулась в Москву — и к Герасимову. Пробы шли полгода. Пришлось для этой роли специально "поправиться" на 15 кг. Сам Шолохов признал ее Аксинью. Казаки сказали: "Она наша". Быстрицкая всю жизнь гордилась: "Я по званию — казачий полковник!" С этой роли началась самая главная ее дорога в искусстве. Так она говорила.

И в 90 она выходила на сцену. Откуда силы брала? Объясняла: "Человек стареет и плохо выглядит, когда совершает в своей жизни плохие поступки. Это главное условие — не делать плохо другому! И не надо лгать".

P.S. После прощания в Малом театре Элина Быстрицкая будет похоронена на Новодевичьем кладбище.

ДословноБорис Любимов, ректор Щепкинского театрального училища, заместитель худрука Малого театра:

— Невозможно было не влюбиться в эту женщину. Красота Элины Быстрицкой не холодная, она обладала мощным темпераментом.


а пленяла абсолютно. С 50-х, когда она пришла в Малый театр, Быстрицкая поражала своей индивидуальностью. В одном сезоне зритель мог увидеть ее в роли донской казачки Аксиньи на киноэкране и в спектакле "Веер леди Уиндермиер" на сцене Малого театра. Она много работала с режиссером Леонидом Варпаховским, например, в "Маскараде". Там были потрясающие декорации Стенберга, прекрасные костюмы, но самой красивой была Элина Быстрицкая в роли баронессы Штраль. Она была фантастически хороша в другом спектакле Варпаховского "Бешеные деньги". Еще один режиссер, с которым ей было легко работать, — Борис Бабочкин. Спектакль "Дачники", в котором она играла, шел 20 лет. Вершина последнего времени — работа в "Горе от ума" Сергея Женовача, где она играла Хлестову.

Андрей Житинкин, режиссер, народный артист России:

— Свою последнюю роль в театре Элина Быстрицкая сыграла в моем спектакле по Сомерсету Моэму "Любовный круг". Играла она Кити довольно долго, даже когда уже неважно себя чувствовала. Меня пугали ее сложным характером, но это оказалось неправдой: она была принципиальным человеком, не позволяла себе халтуры и разгильдяйства, вся отдавалась работе — и потому имела право требовать того же и с других. Она сыграла леди Кити как этакую grandes coquettes, сразу давая зрителю понять, какое у ее героини было бурное прошлое, — и ее не сразу узнавали на сцене. Для многих она была гранд-дамой, иконой Малого театра. Но вы не знаете Быстрицкую трогательно-сентиментальной! Как же она хохотала на наших репетициях! Она была боец. Уже не играя в театре, она ездила на концерты под 9 мая и две-три песни всегда пела. И зал плакал…

Подготовили Анастасия Казьмина, Андрей Васянин

источник: rg.ru


Похожие посты

Названы 10 лучших фильмов про зомби за всю историю кино

Avtor

Зарядись хорошей музыкой

Avtor

На фестивале русских театров в Йошкар-Оле спектакли играют даже ночью

Avtor
Adblock
detector