Культура

Кто такие иеромонахи, что это за сан и как его получают.

Белые и чёрные священники

В Русской православной церкви существует две разновидности священства: белое и чёрное. Белые – это те служители церкви, которые не принимали монашеский постриг, а чёрные – это священнослужители в монашестве. По некоторым данным, существует традиция, когда выпускникам семинарий, перед тем, как стать священниками предлагается либо жениться, либо стать монахом. Из числа иеромонахов выбирают всё высшее духовенство Русской православной церкви.

Иеромонахи – это явление, которое получило широкое распространение лишь в двадцатом столетии. У древних христиан монахов, которые носили священный сан, не было. Если не считать обязанностей служителя церкви, то жизнь иеромонаха ничем не отличается от жизни обыкновенного монаха. Он проживает в монастыре, носит монашеское облачение. При постриге монах даёт следующие обеты, которые должен соблюдать в течение всей последующей жизни: обет нестяжания (отказ от мирских благ), обет безбрачия, обет послушания, обет молитвы. С территории монастыря нельзя выходить, не испросив благословения.

«>

Главные занятия иеромонахов и монахов вообще – это труд и молитва. Обитатели монастырей обязаны трудом добывать себе всё необходимое для существования.

Иеромонах Матюшин


Среди наиболее известных иеромонахов наших дней, можно назвать Фотия Мочалова, лауреата второго сезона телевизионного конкурса «Голос» и иеромонаха Романа.

Песни Иеромонаха Романа знакомы многим почитателям православной поэзии. Александр Иванович Матюшин-Правдин (такое имя носил отец Роман до принятия пострига) родился в 1954 году в Брянской области. Учился на филфаке КалмГУ, но диплома не получил, так как сдавать госэкзамены отказался. Преподавал в школе уроки музыки, также занимался плотницким ремеслом, а одно время был рабочим на силикатном заводе. Уже в юные годы Александр осознал, что его жизненное призвание – стать иеромонахом, это отражено в его ранних стихотворениях.

«>

В начале восьмидесятых годов двадцатого века молодой человек принял решение осуществить свою мечту. Так он оказался в монастыре города Вильнюс, а затем в Псково-Печерском монастыре, где и был пострижен в монахи с именем Роман. Спустя четыре года принял сан иеромонаха. Мать отца Романа, работавшая учительницей в сельской школе, тоже стала монахиней. Все эти годы иеромонах Роман продолжал писать стихи. Первое время монастырской жизни песен он не писал, но, после разговора с одним старым священником, пересмотрел своё отношение к музыке. По его собственным словам, священник сказал ему, что гитара, в отличие от прочих музыкальных инструментов, это инструмент, с помощью которого можно молиться.

Литературный и монашеский труд Иеромонаха Романа


С середины девяностых годов отец Роман несёт монашеский подвиг в скиту Ветрово в Псковской области, где в двухтысячных годах на какое-то время затворялся от мира и держал связь с другими монахами только с помощью записок.

На данный момент опубликовано более двадцати сборников стихов иеромонаха Романа Матюшина, а также более десяти альбомов с песнями автора.

«>

Песни отца Романа исполняются такими известными артистами, как Максим Трошин, Ирина Скорик, Кубанский казачий хор.

Жанна Бичевская, Сергей Безруков и Олег Погудин записали альбомы песен, написанных иеромонахом Романом. Безруков вспоминает, что во время записи альбома работники студии приезжали в скит отца Романа, но пообщаться с ним не удалось, так как тот в это время исполнял обет молчания. Письменное же разрешение на использование его произведений получить удалось. Сам иеромонах считает, что авторских прав существовать не должно, так как стихи и песни даруются человеку Господом.

Из бесед с Романом Матюшиным


В своих немногочисленных интервью иеромонах говорит о некоторых важных для верующего человека вопросах. Отец Роман считает жизнь на природе полезной для духовного развития человека, хотя и говорит, что всё-таки главное не место, а вера в Господа и искренняя молитва.

О силе народного искусства батюшка Роман говорит, что сам испытал эту силу, когда народная песня, спетая Николаем Гурьяновым (священник, автор духовных песен и стихов, в частности, его песни звучат в фильме «Остров» в исполнении Петра Мамонова) укрепила его в решении стать монахом.

Также он говорит о бесполезности «облегчённого» православия, которое, часто воспринимается многими людьми как истинное. Облегчённое — то есть такое, которое основывается только на внешнем исполнении обрядов, без веры в Бога.

В заключение

Песни Романа Матюшина – это образец истинной поэзии, продолжающей традиции русских классиков. Если говорить о музыкальной составляющей, то эти песни уходят своими корнями в русский романс. Слушая эти произведения в авторском исполнении, трудно поверить, что написал и исполнил это иеромонах Роман – наш современник.

Происхождение и этимология

Термин «иеромонах» — это греческая конструкция, которая происходит из двух корней – «иерос» и «монос». Первый из них переводится как «священный», а второй – «один».


этому буквально это слово переводится как «священный одиночка». Однако «монос» — это также специальный, что называется, технический термин, который означает отшельника, выбравшего путь религиозного совершенства вне уз брака и привязанностей к миру. Поэтому в русский язык это слово вошло без перевода в форме «монах». Что касается «иерос», то от него происходит слово «иереус», то есть «священник». В таком преломлении иеромонах — это просто-напросто священник-монах. Именно в таком значении данное слово и употребляется в православии и вообще в христианстве.

иеромонах сан

История

Известно, что первоначально монахи не могли принимать священный сан. Это было связано с тем, что они жили отшельнической жизнью и не могли заниматься пастырской, общественной деятельностью, с которой было сопряжено служение священника. Поэтому для первых веков христианства иеромонах — это что-то немыслимое, противоречивое. Однако в дальнейшем, когда монахи стали сплачиваться и образовывать свои общины, выраставшие в монастыри, у них возникла потребность и в своих лидерах, и в своих священниках. Поэтому некоторых из них стали избирать и представлять к рукоположению. Так появились первые священники из отшельников.


оповедь иеромонаха была ограничена монастырской братией и изредка пришедшими к ним паломниками. Древние обители располагались в пустынных, безлюдных местах, а потому миряне там появлялись нечасто. Впрочем, уже в раннем Средневековье все чаще начинают появляться монастыри в пригородах и даже внутри самих городов. Чаще всего они основывались правящими лицами – монархами, баронами и другими аристократами. Жизнь иеромонаха в такой обители, в отличие от его братьев на периферии цивилизации, была связана с политикой не меньше, а иногда и больше, чем со священническим и духовным служением. В современном мире монашествующие уже не прячутся от мира, как раньше, и поэтому очень много монастырей располагается в городской черте. Кроме того, если раньше сана священника удостаивались лишь избранные братья из числа насельников обители, то сегодня в мужских монастырях практически 100 % монахов являются священниками. Исключения из этого правила, конечно же, имеются, но тенденция именно такова.

жизнь иеромонаха

Иерархия внутри монашествующих священников

Мы выяснили, что иеромонах — это священник, принесший монашеские обеты. Но официальное титулование такого священнослужителя может со временем измениться. К примеру, существует чин игумена. Раньше игуменами назывались исключительно настоятели монастырей.


угими словами, это были иеромонахи, которым вручена, помимо священнической, верховная административная власть в обители. Аналогичная должность, но более почетная и высокая в иерархии, — это архимандрит. В православной традиции именно из архимандритов выбирают епископов. Даже избранный на архиерейскую кафедру иеромонах сан епископа принимает, только предварительно получив чин архимандрита. Порой такие архимандриты носят свой титул не более суток. В настоящее время и игуменство, и архимандритство — это, как правило, не административные должности, а почетные наградные титулы. Такие священники реально ничем не отличаются от рядовых иеромонахов, за исключением более роскошных облачений и некоторого авторитета в среде верующих.

проповедь иеромонаха

Иеромонахи в других конфессиях

Православие — это не единственная христианская конфессия, где имеются монашествующие священники. Такие имеются также в католичестве и в англиканстве. Кроме того, существует ряд церквей, ассоциирующих себя с православием, но исторически восходящих к монофизитским и несторианским общинам. Будучи очень древними, они также сохраняют монашескую традицию и, соответственно, имеют священников из монахов. Называют их, правда, везде по-разному. Сам греческий термин «иеромонах» — это достояние только православных церквей византийской традиции, в которую входит и РПЦ МП. Кроме того, это слово в ходу у греко-католиков, то есть католиков, придерживающихся восточного, православного обряда.


Похожие посты

Фредди жив: «Богемская рапсодия» стала чемпионом

Avtor

Иркутскую область признали самым читающим регионом

Avtor

«Известия» опубликовали последнее интервью Дмитрия Брусникина

Avtor
Adblock detector