Культура

Левши и праведники Родиона Щедрина

Шла репетиция «Левши». Новую сцену Мариинки готовились открыть премьерой оперы Родиона Щедрина по скоморошьей повести Николая Лескова. Хитроумный тульский мастер уже подковал британскую блоху и собирался в Англию (где ружья кирпичом не чистят). Из кружева лесковских каламбуров рождалась ткань волшебной музыки. Звуки были рассыпчаты и колокольчаты. Снежной волной накрывали. А композитор нервничал. Не слышно жалейку, а «она дает важную красочку».
Композитор Родион Щедрин знает все о праведниках и левшах. Хотя всю жизнь ломал и нарушал каноны. Фото: Максим Шеметов/ ТАСС

"Да что вам эта жалейка, — спросил я наивно Родиона Константиновича, когда в репетиции случился перерыв. — Тут ведь и без нее столько красочек, такое множество самых неожиданных инструментов".

И Родион Щедрин тогда, шесть лет назад, стал терпеливо объяснять, почему расширили оркестровую яму, для чего ему важны дудуки, флейты и волынки, хакбрет, разновидность цимбал, о которой слышал не всякий музыкант. Тут нет, сказал он, мелочей: "Мне кажется тут важным буквально все".



Пианистка Мечетина рассказала, как спасти музыкальное образование в РФ

А почему Лесков? — я продолжал пытать композитора. — Он же ни с кем не мог ужиться. И тут Щедрин стал говорить о праведниках. "Ну да, Лесков никогда никому не был угоден, без стаи, один, он и был праведником. Я ведь очень боготворю и Гоголя, и Пушкина, но Лесков мне кажется наиболее созвучным сегодняшнему, завтрашнему, послепослезавтрашнему на российской земле. И в этой опере мне важно противопоставить две формы бытия: британскую с нашей российской — рациональную и иррациональную".

Да где же вы их видели сегодня, откуда в наше расчетливое время взяться у нас непрактичным левшам? "Вот тут, — сказал Щедрин, — я никак с вами не соглашусь. Помните народную поговорку: не стоит село без праведника? И опера моя об этом. В жизни и село не стоит, и Россия без праведников".

Удивительно, конечно, говорить о праведниках с композитором, который всю жизнь ломал и нарушал каноны. Еще студентом был — его в 1950-х успели уличить в "формализме". Да и потом: что ни премьера, то громкие скандалы.


Первая его опера "Не только любовь" обнаружила в колхозном крестьянстве неконтролируемые страсти. "А третья труда где?" Хор отвечал: "В Караганде". "Мне Константин Симонов после премьеры сказал, — вспомнил как-то Щедрин, — что опера провалилась, потому что боялись секса".

А что потом? От "Кармен-сюиты" министра культуры Фурцеву отпаивали валидолом. "Уберите эти ляжки!" — кричала она приме Майе Плисецкой.

А что потом? "Поэтория" — диковинное произведение для поэта с хором и оркестром — напугала колокольным звоном. Людмилу Зыкину, народную любимицу, привел на оперную сцену!


Денис Мацуев: Сейчас время вундеркиндов

А что потом? Пришли совсем другие времена — и против его оперы "Лолита" вышли политкорректные демонстранты в городе Стокгольме.

Никак Щедрин не укладывается в рамочки. При этом ни года без ярких премьер. Нью-Йорк он покорил лесковским "Запечатленным ангелом". Его имя не сходит с афиш Мариинского театра. Несочетаемое в музыке Щедрина по-прежнему внезапно сочетается. И слышится жалейка.

И вот еще он сам, как тот левша и праведник, удивительно верный. По главному счету. Не стало ближайшего друга, поэта Андрея Вознесенского, — он посвятил ему в тот год свой мрачный День гнева — Dies Irae. Возродил их "Поэторию". Ушла из жизни жена Щедрина, великая Майя Плисецкая, — и, кажется, все, что он стал писать теперь, дышит памятью о ней. "Месса поминовения".


Говорят, что в Щедрине сошлось то, что называется "идеальным проявлением русской души в искусстве". Что он ближе других подошел "к тому внутреннему стержню, который можно назвать русской национальной идеей".

А ведь правду говорят.

источник: rg.ru


Похожие посты

МАМТ представит новую программу одноактных балетов

Avtor

Американские кинокритики США выбрали лучший фильм 2018 года

Avtor

Губит завод не пиво

Avtor
Adblock
detector