Культура

Наш ответ Гарри Поттеру

В Москве с субботы на воскресенье состоялось интересное спортивно-культурное мероприятие «Велоночь». Специфика его в том, что в нем сочетаются спорт, экология, восприятие Москвы в ночное время и различные культурные акции.

«Велоночь» (Velonotte International) была задумана культурологом Сергеем Никитиным и впервые прошла в Москве в 2007 году. В этом году велопробег состоялся уже в 12-й раз. Также в разные годы он проходил в Санкт-Петербурге, Казани, Нью-Йорке, Лондоне, Риме, Стамбуле. Для каждой «Велоночи» создается специальный культурный проект. В этом году он назывался «Все призраки Москвы» и был посвящен 232-летию со дня рождения Антония Погорельского.

Настоящую славу Антонию Погорельскому принесла повесть «Черная курица, или Подземные жители»

Точный день его рождения неизвестен. Он родился в Москве в 1787 году. Незаконный сын сенатора Алексея Кирилловича Разумовского и дочери его берейтора (объездчика лошадей) Марии Соболевской. От этого внебрачного союза у Разумовского родилось 10 детей, которым дали фамилию Перовские, как считается, по названию имения Перово под Москвой. Их называли «воспитанниками».


Детство одного из — Алексея — прошло в другом имении Разумовского — Почепы Черниговской губернии, где влиятельный государственный деятель, тайный советник и министр народного просвещения граф Разумовский построил себе настоящий дворец.

Павел Басинский: Поэт Андрей Дементьев не стеснялся выступать открыто

«Воспитанники» графа Разумовского получили блестящее домашнее образование. Алексей в 1807 году закончил Московский университет и получил высшую ученую степень доктора философских и словесных наук. На защите им были прочитаны лекции на русском, немецком и французском языках. Он первым перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина, благодаря чему познакомился с Карамзиным и его московским окружением — П.А. Вяземским, В.А. Жуковским и другими. Его ценили как шутника, затейника, острослова, сочинителя любительских виршей, где в мистификаторской форме описывалась московская литературная среда.

Война 1812 года круто изменила его судьбу. Он ушел на войну в чине штаб-ротмистра добровольцем, участвовал в крупных сражениях и даже был в партизанском отряде. Принимал участие в Битве народов под Лейпцигом, а после взятие Лейпцига был назначен адъютантом князя Н.Г. Репнина-Волконского, брата будущего декабриста Сергея Волконского. До 1816 года служил в оккупированной Саксонии, где увлекался немецкой литературой.


Псевдоним Антоний Погорельский (опять-таки по названию другого имения его отца Погорельцы той же Черниговской губернии) впервые возник в 1825 году, когда в газете «Новости литературы» появилась повесть Алексея Перовского «Лафертовская маковница». Ее высоко оценил Пушкин и даже процитировал в своей повести «Гробовщик». Впрочем, это могло быть дружеским ответом на то, что сам Перовский как критик страстно защищал от нападок поэму молодого Пушкина «Руслан и Людмила», столь новаторскую по стилю, что ее не сразу приняла критика.

Волшебный мир, не менее занятный, чем Хогвартс Гарри Поттера, уже был в «Черной курице»

Интересно, что именно в «Руслане и Людмиле» впервые в русской литературе появились отчетливо «фэнтезийные» образы: летающие колдуны, говорящие богатырские головы и проч. Все это, разумеется, шло от русских сказок, но, строго говоря, вся мировая литература вышла из фольклора. В свою очередь, «Лафертовская маковница» стала первым в русской литературе сочинением в жанре «хоррора». Она действительно страшная, с черной мистикой, с перевоплощением животных в людей, с явлением мертвецов.

Потом в жанре «хоррора» работал его племянник и, в свою очередь, воспитанник (по неподтвержденной версии и незаконный сын), великий русский поэт А.К. Толстой, написавший рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака».

Но настоящую славу Антонию Погорельскому принесла другая повесть — «Черная курица, или Подземные жители», которая вышла в Петербурге в 1829 году.



Басинский: Возвращение памятника Горькому важно во многих смыслах

Она читается и сегодня как классическое произведение для детей и подростков. Повесть изумительна, с одной стороны, своей нравоучительной тональностью (нельзя врать, нельзя предавать, нельзя быть заносчивым, высокомерным), с другой — глубиной погружения в мир ребенка, в его психологию, в его тайные мечты и комплексы. И при этом «Черная курица» — первое в нашей литературе произведение о ребенке вообще.

Это кажется странным сегодня, когда детская литература занимает основную часть любой книжной ярмарки. Мне это даже кажется тревожным симптомом упадка интереса к «взрослому» чтению (возникает подозрение, что среднестатический читатель скоро окажется младенцем, сидящем на горшке). Но когда-то литературе самой нужно было дорасти до понимания, что мир ребенка — особый мир, что ребенок — это вообще-то человек, а не заготовка к взрослому. Эту революцию в русской литературе и совершил Погорельский. Уже за ним появились С.Т. Аксаков с «Детскими годами Багрова-внука» и Л.Н. Толстой с его «Детством».


Интересно, что первая в русской литературе повесть о детстве оказалась еще и первым в прозе произведением в жанре «фэнтези», о котором, впрочем, тогда еще никто не слышал. Собственно, участники «Велоночи» и чествовали Погорельского как первого «фэнтезийного» писателя в России.

Перечитайте! Вся эта «готика» с подземными королями, рыцарями, министрами, которые наверху перевоплощаются в обычных черных куриц, весь этот волшебный мир, ничуть не менее занятный, чем Хогвартс Гарри Поттера, только не разработанный, едва намеченный, в основных чертах уже был в «Черной курице». Как и многие темы и сюжеты, которые затем разрабатывал Льюис Кэрролл в «Алисе в Стране чудес».

источник: rg.ru


Похожие посты

Комедия для смартфона

Avtor

Памятник Олегу Табакову появится в МХТ имени Чехова

Avtor

Джордж Мартин раскрыл содержание двух приквелов «Игры престолов»

Avtor
Adblock
detector