Культура

Ольга Бородина получит премию «Онегин»

Мировая знаменитость, оперная певица Ольга Бородина 1 декабря примет участие в церемонии Национальной оперной премии «Онегин», которая пройдет в Михайловском театре. Одна из лучших меццо-сопрано наших дней станет лауреатом во впервые учрежденной внеконкурсной номинации «Звезда». Накануне она рассказала «РГ» о незабываемых моментах своего звездного пути.
Фото: Владимир Вяткин/ РИА Новости

Добиться вашего согласия на беседу оказалось непросто.

Ольга Бородина: Вы же знаете мою «любовь» к интервью. Я давно ни с кем не общалась, отбивалась как могла.


В Москве исполнили раннюю оперу Моцарта "Мнимая садовница"

Но ваш уникальный голос интересен не только в оперных спектаклях и концертах, но и как голос большой музыкантской личности. Наверно, все же приятно получать награды в звездной номинации?


Ольга Бородина: Для меня было неожиданностью узнать об этой премии. Признаюсь, считаю себя певицей, уже сошедшей со своего «звездного Олимпа», причем добровольно. И то, что обо мне вспомнили, немного удивительно и волнительно. Я ведь начинала с оперы «Евгений Онегин» в партии Ольги, и музыка Чайковского, равно как и Мусоргского, среди русских композиторов — моя самая любимая. Хочешь узнать музыканта — дай ему спеть Чайковского, сразу все услышишь и увидишь. Я выросла на потрясающих постановках Юрия Темирканова — «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», в них мне довелось петь с выдающимися партнерами. Сергей Лейферкус был лучшим Онегиным, на него многие равнялись. И меня восхитило то, что именно он затеял эту премию в Санкт-Петербурге, где собираются артисты со всей страны, где узнают новые имена.

Вы назвали себя «сошедшей», но вы же продолжаете выступать и на оперной сцене, и с концертными программами.

Ольга Бородина: Я продолжаю, но уже намного меньше. У меня был тяжелый период, связанный с разными депрессивными обстоятельствами. Сейчас помаленечку возвращаюсь. Пою Марфу, Кончаковну, Марину, планирую подготовить Графиню в «Пиковой даме» в постановке Алексея Степанюка в Мариинском театре. Никогда не считала, что это моя роль, но почему бы не попробовать. Несколько лет назад я отказалась от нее в Метрополитен-опера, тогда не была готова. К тому же решила, что спела там все, что хотела. Не то чтобы я не могу — просто иногда нет желания. Грустно об этом говорить, но так бывает.


Ваш тембр редчайшей красоты и теплоты, голос высокой энергетики и силы духа — все это у вас от природы или результат «тяжелых тренировок»?

Ольга Бородина: Все это было у меня от природы, но и, безусловно, развивалось. Я, например, не умею форсировать, кричать, просто не понимаю, как и зачем это делать. У меня всегда был лирический голос, я никогда не пыталась убить звуком или покорить красотой голоса. Кстати, сама себя я не могу слушать, сразу нахожу массу недостатков. Предпочитаю слушать самых близких мне людей, мнению которых доверяю. Так или иначе, наша профессия — это постоянная работа над собой.


В Большом театре прошел "Оперный бал" Елены Образцовой

Тема, волнующая всех певцов, — зависимость от погоды, настроения, подверженность стрессам, когда просыпаешься, а голоса нет. Как закалялась ваша сталь?

Ольга Бородина: … и аллергия, и как поел и поспал — действительно, все влияет. Вот поселили меня в Москве в номере, где кто-то когда-то курил, мой организм мгновенно реагирует.


закалять характер пришлось с самых первых шагов. Когда я поступила в Мариинский театр, был очень мощный состав солистов, и меццо-сопрано сильные. А я — совсем зеленая, еще ничего не умела. И голос еще довольно высокий. Когда Валерий Гергиев предложил мне сразу достаточно серьезные партии, многие были против, каждый давил на меня как мог. «Тебе рано петь Марфу, это должна быть женщина, уже пожившая, жизнь узнавшая, а кто ты? Ничто и звать никак». И я очень благодарна Гергиеву за то, что он буквально потребовал выполнять то, что сказал. У меня уже было алиби, я отвечала: извините, это требование главного дирижера. Тогда же поняла: если не иметь характера в нашем деле, тебя сожрут со всеми потрохами. Хотя везде выживают сильнейшие, так что характер должен быть не только, чтобы выжить, — но и для того, чтобы жить на сцене чужими жизнями.

Насколько глубоко вы их проживаете?

Ольга Бородина: Это трудно объяснить, но так получается само собой. Стою в кулисах, я еще Оля, но сделаю шаг на сцену — и от меня ничего не остается: рождается другой персонаж. Непонятен механизм, как это «работает». Я убеждена, у композиторов по-настоящему великих был доступ к божественному каналу, который зафиксирован в музыке и куда исполнитель должен уметь войти. У кого-то это получается, у кого-то нет. Как объяснить, например, историю: я пела Далилу в Ковент-Гардене.


ром в день спектакля случилось защемление нерва в спине. Адская боль, не могла двигаться. После врачей еле приковыляла в театр. На гриме сидела со слезами. А постановка очень активная, нужно танцевать с балетом, и страховки у меня не было. Я не понимала, как выживу на сцене. Уже в кулисе просто молила Бога, чтобы дал до конца отработать. Сделав шаг на сцену, я забыла о боли — танцевала с балетом, весь спектакль на одном дыхании. Но когда закрылся занавес — меня унесли со сцены. Вот что это? Как объяснить?


Большой театр перенес премьеру оперы "Гостиный двор"

То есть произошедшее стало для вас доказательством присутствия Бога на сцене?

Ольга Бородина: Именно так! Был случай, я исполняла в Мадриде «Песни и пляски смерти» Мусоргского, не помнила себя совсем, мне словно отключили голову. Лишь когда включили свет, пришла в себя. А народ в зале рыдал. Я такого не видела в жизни. Такие вот незабываемые моменты.

Вашему поколению повезло больше, чем предыдущему, — больше возможностей петь за рубежом, двери открылись шире.

Ольга Бородина: Безусловно. Мне вообще повезло в жизни. Самые великие музыканты, еще в соку, в фаворе, прошли рядом, были моими партнерами по сцене. Попасть в нужные моменты в нужное время в нужные места с великими людьми — это большое счастье. А потом уже можно отдохнуть — жить нормальной человеческой жизнью. Рыбку половить.


Вы рыбачите?

Ольга Бородина: Да, и делаю это с большим удовольствием. Встречи со стихиями — воздухом, водой, лесом — очень сильно и положительно влияют на меня.

Справка «РГ»

Церемония Национальной оперной премии «Онегин» была впервые проведена в 2016 году по инициативе генерального директора, заслуженного артиста России Игоря Тарасова, соучредителем выступила АНО «Русская оперная компания». Президент премии «Онегин» — легендарный баритон, звезда мировой оперной сцены, народный артист России, лауреат государственной премии СССР Сергей Лейферкус. Ее целью является представление широкой панорамы российского оперного театра, знакомство с новыми именами, премьерами, проектами. В этом году премия «Онегин» вручается в девяти конкурсных и семи специальных номинациях. Заключительным событием станет чествование ее президента и председателя жюри, непревзойдённого исполнителя партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского Сергея Лейферкуса, отмечающего 50-летие творческой деятельности. В торжественной церемонии, которая состоится 1 декабря на сцене Михайловского театра, примут участие звезды мировой оперы Ольга Бородина и Анжела Георгиу, Ольга Бородина, Екатерина Сюрина, Чарльз Кастроново и другие мировые знаменитости.

источник: rg.ru


Похожие посты

Российский альпинист установил флаг «Мстителей» на Эльбрусе

Avtor

Видео: Как на Крымском мосту рисовали картину с Михалычем и котом

Avtor

От царя Петра до маршала Рокоссовского

Avtor
Adblock
detector