• Главная
  • Культура
  • Покорение Сибири Тангейзером: Вадим Репин сделал ставку на эксперимент
Культура

Покорение Сибири Тангейзером: Вадим Репин сделал ставку на эксперимент

В самом разгаре — VI Транссибирский арт-фестиваль. Форум, объединивший концерты, театральные проекты, мастер-классы и выставки, вновь стал площадкой для экспериментов. Молодые артисты выступают здесь вместе со звездами, а известные шедевры соседствуют с мировыми премьерами.

Большинство мероприятий проходят в Новосибирске, но уже в ближайшие дни худрук фестиваля известный скрипач Вадим Репин и его коллеги-музыканты посетят Норильск, Искитим и другие города российской глубинки.

— Чтобы искусство развивалось, его нужно поддерживать. Мы хотим не только сохранить классическое наследие, но и помочь сегодняшним музыкантам — исполнителям и композиторам, — рассказал «Известиям» Вадим Репин. — Опусы, созданные для форума, вызывают интерес; после его окончания они зазвучат в новых городах и интерпретациях, обретая собственную жизнь.


Фото: Александр Иванов

Начали смотр с классики: на открытии, прошедшем в Новосибирской филармонии, артисты удивили ее неожиданным прочтением. Лауреат международных конкурсов Сергей Тарасов придал Второму концерту Рахманинова облик импровизации. Пианист самозабвенно купался в деталях и демонстрировал фирменное rubato (спонтанное ускорение и замедление). Кульминацией исполнительской свободы стало адажио, наполненное экзальтированными сжатиями и внезапными замираниями. Оркестр, поддавшись харизме солиста, последовал было за ним. Однако руководивший коллективом Томас Зандерлинг не дал подопечным такой возможности, сдерживая их порывы вплоть до финала.

Вадим Репин, напротив, избрал вдумчиво-интеллигентную манеру игры. В интродукции и рондо-капричиозо Камиля Сен-Санса скрипач предпочел аффектированной чувственности умеренный психологизм. Однако главным открытием стала оркестровая часть вечера, представленная «Арлезианкой» Жоржа Бизе. Очистив сюиту от фольклорного налета, коллектив исполнил ее с истовым драматизмом. Трагедия, заложенная пьесой Альфонса Доде, ощущалась в экспрессивных вспышках сфорцандо (менуэт), тревожных зовах валторн (пастораль), суровых речитативах струнных (интермеццо). А мерная пульсация тамбурина в Фарандоле знаменовала неумолимую поступь судьбы, настигшей героев.

Фото: Александр Иванов

Новую музыку на форуме репрезентировала поэма Бориса Лисицына «Музыка моря». Мировую премьеру Новосибирский симфонический оркестр сыграл под управлением главного дирижера ГАБТа Тугана Сохиева.


— Мое море — это холодный Тихий океан в районах Владивостока или Северной Калифорнии. Я стремился изобразить цикличность развития от безмятежного штиля к буре и возвращением к первоначальному спокойствию, — пояснил свой замысел композитор.

Опус воспринимается как исключительно пейзажный. Оркестровая звукопись, складывающаяся из кластеров, рождает объемные слуховые картины. За невесомыми переливами скрипок (дуновение зефира) следуют грозовые раскаты труб. За игривыми руладами рояля (плеск волны) — сокрушительные удары колокола. Кульминационное тутти, штормом обрушившееся на зрителя, стихает лишь в медитативной коде.

Фото: Александр Иванов

Не было забыто организаторами фестиваля и музыкально-сценическое искусство. В рамках Года театра на форуме состоялось концертное исполнение вагнеровского «Тангейзера» в редакции Дмитрия Юровского. Пропустившего премьеру маэстро в последний момент заменил дирижер Государственной симфонической капеллы России Дмитрий Крюков.

— Объединив Дрезденскую и Парижскую версии, иначе скомбинировав музыкальные сцены оперы, Юровский получил цельную партитуру, адаптированную для исполнения в концертном зале. Для меня большая честь представить «Тангейзера» на фестивале вместо него, — поделился с «Известиями» дирижер.


Фото: Александр Иванов

Новый двухактный вариант оперы вышел на редкость удачным. Деликатные купюры добавили «Тангейзеру» компактности, а грамотные перестановки — стилистического единства. От полноценного театрального действа его отличали разместившиеся на переднем плане солисты (основное пространство сцены занял оркестр студентов Новосибирской консерватории) и помещенная на задник инсталляция, заменившая декорации. В остальном авторы создали яркий спектакль с продуманной драматургией и рельефными персонажами.

Для Юровского и его команды они изначально обречены. Страдает и мрачный, словно демон, Тангейзер (Александр Шульц). И трепетная ангелоподобная Елизавета (Ирина Новикова). И скорбящий о ней Вольфрам (Юлиан Юрлисхаузен). Плачущие водопады в гроте Венеры и безликие гости на состязании певцов в Вартбурге (видеохудожник Мария Кононова) усиливают атмосферу зловещей предопределенности. Крайней точки она достигает в финале, где уставший герой прощается с жизнью. И даже расцветающий в глубине сцены священный посох не приносит ему желанного покоя.

источник: iz.ru


Похожие посты

Nazareth приедет в Москву с новым альбомом

Avtor

Уволенный из-за твитов о педофилии Ганн снимет «Стражей Галактики»

Avtor

Когда горы были большими

Avtor
Adblock
detector