Культура

Театралы всех городов, разъединяйтесь!

Тут, значит, произошла история, достойная пера Салтыкова-Щедрина: находящиеся в двух разных городах театры решили слить. В смысле — объединить. Однако, к счастью, председатель правительства Дмитрий Медведев всю эту историю остановил, предложив обсудить, что, собственно говоря, происходит. Вот и я пытаюсь понять.

В доводах сторонников объединения меня больше всего поразило эдакое столичное высокомерие. Руководство Ярославского театра радовалось, что вот, мол, теперь у нас будет больше возможностей выступать в Питере и даже в Москве. Но я не слышал радости руководителей Александринки: мол, как здорово — теперь мы будем чаще выступать в Ярославле.

Ярославский театр "сманивают" международными фестивалями, столичными гастролями и даже ремонтом здания театра. Чего-то не верится мне, что все эти проблемы можно решить только с помощью объединения.


Эдуард Бояков: МХАТ обречен как на преемственность, так и на новаторство


Все-то нам кажется, что главная культура сосредоточена в двух столицах: административной и культурной. Однако тот факт, что в Москве и Питере происходит огромное количество культурных событий, что здесь работает много замечательных театральных коллективов, ни разу не означает, что теперь все надо свозить сюда. И когда мы говорим, что спектакли Ярославского театра смогут посмотреть больше зрителей Москвы и Санкт-Петербурга, означает, в сущности, что жители Ярославля будут их видеть реже. Почему такая несправедливость? Чем, скажите мне, зритель Ярославля хуже зрителя Санкт-Петербурга?

Как только решение об объединении было обнародовано, из Санкт-Петербурга стало раздаваться: мол, не стоит это обсуждать с общественностью, это чисто профессиональная история. Позвольте не согласиться. Это писатель, композитор или художник может писать в стол. Это великого Баха можно не исполнять пару веков — а потом открыть. Это роман Булгакова может лежать в столе полвека, а потом оказаться главным русским романом прошлого столетия. Театр — это либо здесь и сейчас, либо никогда. Если мы договоримся, что театр работает для зрителей, то как же можно не учитывать их мнение в таком важном вопросе?

Ярославский театр имени Волкова — уникальная гордость Ярославля. Александринка — один из театров Питера. Замечательный, руководимый одним из лучших сегодня театральных режиссеров, с мощной историей и очень живым сегодняшним днем, со своим неповторимым лицом, но — один из… Уже неравные условия. Ярославский театр — это лицо города, его нельзя ни с кем и ни с чем объединить.


Театр работает на души своих зрителей. Но он и сам является душой города, особенно, когда речь идет о городах, в которых один-два драматических театра

Поэтому я абсолютно понимаю и губернатора, и жителей: у них хотят отнять не просто театр, но символ их города! Театр мало ездит на гастроли? Театр нуждается в ремонте? Это все проблемы, которые надо решать, но зачем же лишать город своего символа?

Понятно, что такое неординарное и неординарно развивающееся событие заставляет еще раз говорить о взаимоотношениях государства и культуры и уже: государства и театра.

У нас считается неприличным хвалить начальство, но мне, правда, очень нравится, как работает сегодня Департамент культуры Москвы. Заметили, что из театральной жизни последнего времени почти исчезли скандалы, а если какие и возникают, то Департамент культуры к ним отношения не имеет? Между тем реставрируются, строятся и открываются новые здания, поток зрителей в театры увеличивается, то и дело возникают новые театральные площадки для экспериментов.


Большой театр представил на Камерной сцене киборг-оперу

Культура — это женщина, и она требует к себе нежного отношения.


атральная культура в том числе. Здесь не может быть никаких резких движений и даже резких высказываний. В театре работают только самоотверженные люди, другие здесь просто не выживают. Самоотверженные — это что значит? То, что в театре трудятся люди, которые часто отвергают себя, свои личные блага (в том числе материальные и личные) для того, чтобы выйти на сцену и сказать зрителю что-то такое, что поможет человеку жить и, может быть, ответить на какие-то главные вопросы.

Для кого-то театр, может быть, трибуна. Отлично! Для меня — врач, который если и не сможет до конца излечить душевные раны, то поможет поговорить о них, понять что-то в своей жизни. Или подарит минуты радостного восторга, утроит такую "смехотерапию", что тоже никогда не бывает лишним. Театр — это не про политику и даже не про деньги (хотя без денег спектакль не создашь), театр — это про душу. Надо ли говорить, что люди, которые ежевечерне обращаются к нам со сцены, требуют бережного к себе отношения?

Находящиеся в двух разных городах театры решили объединить. Однако, к счастью, Дмитрий Медведев это остановил, предложив обсудить

Помните, знаменитое: "И здесь кончается искусство и дышит почва и судьба"? Это про театр. Не всегда так получается? Конечно. Задача — сложнейшая. Но государство бережно и нежно должно помогать решению этой задачи.

Размышляя о роли государства в жизни театров, мы очень часто забываем это важнейшее слово: помогать. Не руководить — водить руками — а вот именно: помогать, создавать условия, не дергать по пустякам, доверять таланту создателей.


Театр работает на души своих зрителей. Но он и сам является душой города, особенно, когда речь идет о городах, в которых один-два-три драматических театра. Это не просто сцена. Не просто гордость. Это центр культурной жизни — место, возвышающее горожан.

Спасибо, Ярославский театр имени Волкова за твердость! Свободной вам жизни и дальше!

источник: rg.ru


Похожие посты

Музей открылся в квартире Солженицына в Москве

Avtor

Кинорежиссер Юрий Мамин рассказал о работе с Сергеем Юрским

Avtor

Евгения Игумнова — яркая актриса театра и кино :: SYL.ru

Glavnii
Adblock
detector