Культура

В Петербурге поставили повесть Водолазкина

Петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева выпустил премьеру — «Близкие друзья». В основе одноименная повесть современного писателя Евгения Водолазкина. Написана она уже после романа «Лавр», в 2013 году.

Режиссер Лиза Бондарь поставила спектакль в необычном пространстве. Зрители находятся в комнате, в центре действия, а события происходят вокруг нас. Сидим на барных стульях и крутимся, наблюдая за актерами то впереди нас, то слева, справа или сзади.


В Петербурге назвали лауреатов театральной премии "Прорыв"

"Близкие друзья" — история дружбы и любви трех молодых людей. С детства и до самой смерти. Еще детьми они дали слово быть похороненными на одном кладбище в Мюнхене, где познакомились их семьи, навещая могилы родственников. История о второй мировой войне. Глазами немцев. Парни воюют в России, Ханс погибает. А спустя 60 лет Ральф — уже с Эрнестиной — отправляется в Россию.


— Счастье актерское — в ТЮЗе можно попробовать себя в разном материале, реализовать свой потенциал, обращаться к зрителям разного возраста, — призналась актриса Анна Слынько (роль — Эрнестина в ХХ веке). — Мне очень хотелось поучаствовать в каком-то театральном эксперименте, окунуться в новые формы, и вот — молодой режиссер, смелый, открытый, без стереотипного мышления, со своим почерком, взглядом, необычными решениями. Лиза придумала язык, с которым мне прежде не приходилось сталкиваться. Там все необычное — расположение зала, построение сценического пространства, восприятие материала. Зрителю придется поработать на спектакле. Не могу рассказывать подробно, пусть все увидят это сами. Мне это напоминает кинематографический язык, в нем надо уметь существовать. Как сказал Николай Николаевич Иванов, в таком пространстве невозможно обмануть, а в таком языке еще и нужно суметь донести до зрителя что-то чувственное.

Спектакль адресован взрослому зрителю, 18+. Есть в нем сцена, когда герои раздеваются перед зрителями догола. Зачем это — возмутилась часть публика. Нельзя обойтись без обнаженки? Тем более — в ТЮЗе. Обязательно нужен эпатаж? Но кто читал повесть, тот поймет, зачем эта сцена.

— Сцена ню сделана осмысленно, это необходимая часть истории, ее ничем невозможно заменить. Она многое определила в судьбах наших героев, — пояснила Анна Слынько. — Здесь важный момент в жизни детей — близких друзей, двух мальчиков — Ральфа и Ханса и девочки Эрнестины. Это приобретает сокровенный смысл, не несет сексуального характера, замешено на интересе, детской провокации. В детстве все мы были любопытными, много чего творили и не были святыми.

Корифей театра, народный артист России Николай Иванов играет Ральфа в 85-летнем возрасте.



В БДТ появился "Театр будущего"

Роль Ивана Савельева в телесериале "Вечный зов" Краснопольского и Ускова (снимался на "Мосфильме" с 1973 по 1983 год) принесла актеру популярность и любовь зрителей, "это счастливый подарок судьбы", как он считает. За 55 лет службы в ТЮЗе актер сыграл немало ролей.

— Был у нас спектакль "Рождество 1942 года, или Письма о Волге", там немецкие солдаты, знавшие, что уже обречены, погибнут, писали своим родным трагические письма из Сталинграда. Все мы люди и должны оставаться людьми, но вот не посчастливилось родиться нашим героям из "Близких друзей" в то время в Германии — их призвали в армию, они должны исполнить свой долг. Прекрасная фраза, открывающая нам человека, звучит в финале: "Скажите, Брунехильда, а с кем мы воевали и главное — зачем?".

Сначала немолодому Ральфу в спектакле было отведено немного места. Инсценировка все время дорабатывалась, переписывалась. Режиссер и драматург искали оптимальный вариант выражения сценическими средствами той эмоции, которая заключена в повести Водолазкина, — рассказал Николай Иванов.


— Меня тронули до глубины души и постановка Лизы Бондарь, и игра актеров, и то необычное пространство, в которое помещены зрители: мы сидели как будто в аквариуме, и не мы смотрели на актеров как на рыб в аквариуме, а они смотрели на нас, к нам обращались. Я впервые такое увидел в театре. На меня это произвело очень хорошее впечатление, — поделился после спектакля писатель Евгений Водолазкин с "РГ". — Все играли великолепно, но когда смотрел на старшее поколение — у меня слезы стояли.

Единственный минус — не пригласить много зрителей (зал рассчитан всего на 34 человека. — "РГ").

Режиссер сказала: "В повести у героев нет прямой речи. Я почувствовала творческую безответственность — могу рассказать эту историю, как захочу". Я прочитала вашу повесть и посмотрела спектакль — многое здесь изменено, надумано, поставлено с ног на голову. Вас это не возмутило?


В репертуаре петербургского ТЮЗа появился мюзикл "Бедная Лиза"

Евгений Водолазкин: Не возмутило и не смутило. Очень хороший спектакль. Мне показалось, что кое-что здесь высказано даже более удачно, чем у меня. Хорошую инсценировку написала Юлия Поспелова. Я мог бы сам написать (иногда пишу пьесы), режиссер обращалась ко мне, но подумал, что уже все сказал в этой повести, поэтому с удовольствием уступил место молодому талантливому драматургу.


Музыку написал композитор из Москвы Николай Попов. Придумал акустический прием, который позволит зрителям ощутить эффект присутствия в спектакле.

Николай Попов: Это вторая моя работа в драматическом театре и вторая — с Лизой Бондарь. Мы только что выпустили "Гробницу малыша Тутанхамона" в Псковском театре имени А. Пушкина. Я много работал в музыкальных театрах. Недавно у меня была премьера мультимедиа оперы Curiosity в театре Станиславского и Немировича-Данченко, a 17 марта премьера моего балета "О чем молчат камни" в Башкирском театре оперы и балета в Уфе.

С Лизой у нас сложились доверительные творческие отношения. Увидев макет декорации спектакля "Близкие друзья", художественное решение "вывести" артистов за ее пределы, я сразу предложил работать с многоканальным звуком, то есть делать некие пространственные решения сцен. В этом спектакле у нас внутри помещения квадрозвук (четыре независимых источника звука), и снаружи тоже квадро. Таким образом можно выстраивать некие звуковые картины, даже звуковые ландшафты, перемещаться в пространстве. Также мы работали с обработкой речи актеров. Выстраивали метроритмические построения речи. Мы много экспериментировали и пришли к такому акустическому решению: внутри слышен только усиленный голос артистов (через микрофон), с этим голосом работаем — обрабатываем его, перемещаем в пространстве, помещаем в различные звуковые ситуации.

источник: rg.ru


Похожие посты

Полвека на пуантах

Avtor

В Москве объявили в розыск кота Бегемота

Avtor

Московская кинокомиссия поддержит фильмы Меликян и Попогребского

Avtor
Adblock
detector