• Главная
  • Культура
  • В Русском музее открылась выставка «Александр III. Император и коллекционер»
Культура

В Русском музее открылась выставка «Александр III. Император и коллекционер»

Выставка «Александр III. Император и коллекционер» — уже седьмая в большом музейном проекте «Сага о Романовых», но она заметно отличается от прошедших.

Во-первых, приурочена она к 175-летнему юбилею «императора-миротворца», благодаря которому и был создан Русский музей. Он, кстати, в этом году тоже празднует юбилей — 125 лет. И хотя открылся музей уже при Николае II, инициатива его создания принадлежала Александру III. И именно его коллекция легла в основу собрания Русского музея. Наверное, именно поэтому новая выставка получилась какой-то на удивление теплой, домашней, даже интимной. Нет, конечно, здесь достаточно парадных портретов и самого императора, и членов его семьи. Но при этом открывается экспозиция собранием живописи, которая украшала покои императора в Аничковом дворце, то есть по сути его «семейным альбомом».


Открыта продажа билетов на выставку "Русская сказка" в Третьяковке


Известно, что с детства Александру карьеру царя не прочили — главой государства должен был стать его старший брат. Но он скончался, когда Александру было двадцать лет. Цесаревич стремительно стал готовиться к своему поприщу, и среди учителей, оказавших влияние на его мировоззрение и вкусы оказались, по счастью, великие люди: например, директор Публичной библиотеки барон Корф, историк Соловьев, художник Боголюбов…

Кстати, на выставке представлены фрагменты писем императора к этому художнику: из них видно, как формировался вкус царя, с какой личной заинтересованностью и душевным трепетом Александр III пытался создать из России эстетически просвещенную, красивую страну. Например, он говорил Боголюбову: «А ваши товарищи-передвижники все кочуют из одного зала в другой… А потому я часто и серьезно думаю о необходимости создания в Петербурге музея русского искусства… Москва имеет прекрасную галерею Третьякова. А у нас ничего нет…».

Он пытался примирить академистов с передвижниками, и, похоже, в каком-то смысле ему это удалось. Во всяком случае, на выставке прекрасно соседствуют купленные императором полотна Семирадского с работами Поленова, Маковского, Васнецова.

Кстати, именно для этой выставки Третьяковская галерея специально отреставрироровала несколько картонов Виктора Васнецова, подготовленных им для росписи Владимирского собора в Киеве.



Парфюмеры воссоздали "духи молодости" Анны Ахматовой

Особое внимание вызывает, как водится, императорская одежда и предметы обихода: парадные мундиры, бальные и дорожные платья венценосной четы, царский трон из Гатчины, меню коронационного обеда, изумительной работы китайский фарфор, к которому Александр III питал явное пристрастие. Кстати, именно благодаря этому пристрастию в России стало бурно развиваться фарфоровое производство. Не без улыбок рассматривают зрители стулья и табуретки царя. Питавший нежные чувства к «русскому стилю», император благоволил ему и в архитектуре, и в интерьерах. Так на расписных табуретках мы видим забавные пословицы «Сидеть сиди, да не сиднем» или «Сядь, посиди, от трудов отдохни». А необычное деревянное кресло выполнено словно из предметов крестьянского обихода: спинка — дуга, подлокотники — два топора, а на сиденье брошены рукавицы.

Искусствоведы признают: художественный вкус Александра III, возможно, не отличался особой изысканностью, но зато демонстрировал широту взглядов, непредвзятость и искреннее умение замечать и отмечать красоту. Отсюда — его покупки первых значительных произведений художников, которые составили впоследствии цвет русской живописи — Репина, Шишкина, Мясоедова. И его заказы Крамскому, Маковскому, Савицкому, Васнецову выдают в нем человека, стремящегося поддержать художников.


С 4 февраля Эрмитаж поднимет цену единого билета для иностранцев

Про царей не принято говорить «демократичный», но отчего-то именно это слово приходит на ум, когда видишь, как отражалось искусство в бытовой жизни царской четы. Например, императрица Мария Федоровна, очень недурная рисовальщица, считала незазорным для себя написать живописный «Портрет кучера». Или великолепное психологическое полотно «Скряга». А художник Дмитрий Гаврильцев в 1898 году написал полотно «Крестьяне в Музее Александра III», словно воплощающее мечту основателя Русского музея о том, что высокое искусство станет доступно народу.

Невозможно остановиться на каждом из 300 экспонатов, представленных на выставке: они собраны из многих музеев, архивов и частных коллекций. Но нельзя обойти вниманием нумизматику. Памятных медалей во времена Александра III чеканилось очень много. Пожалуй, самая удивительная из них — медаль, запечатлевшая трагическое происшествие у станции Борки, когда потерпел крушение поезд с императорской семьей. Погиб 21 человек. Но силач Александр III на своих плечах удержал крышу вагона, и все его близкие уцелели. Этой теме было посвящено немало работ, есть даже специальная икона, написанная в честь этого события. Она тоже представлена на выставке

источник: rg.ru


Похожие посты

Расшифрован таинственный текст, который не смогли прочитать ученые

Avtor

Спасенная от взрыва

Avtor

Исполнила давнюю мечту: Семенович прокатилась на хаски по льду Байкала

Avtor
Adblock
detector