Культура

«Вчера мы тонули лучше»

Есть два измерения жизни. Одно — при коронавирусе, а второе — после, когда будем свободно двигаться по миру и городу. Вернемся в театральные залы и картинные галереи за чувствами, устав от искусства удаленного доступа. За считаные дни, как захлопнулся карантинный занавес, посмотрела тонкий и смешливый спектакль по рассказам Чехова «Любовь в футляре» в постановке Дмитрия Турчанинова. Ну, Чехов в Лондон — не сенсация. Но как в нынешние времена тут смог появиться театр, исповедующий русские традиции, когда санкционно, хайли-лайкли русские уже были во всем виноваты… Это что — безрассудство, снос крыши? Или интуитивное мужество, доказательство от обратного: Лондонград, анекдотически опошленный сотней олигархов, на самом деле состоит из креативного русскоязычного сектора айтишников, юристов, финансистов, студентов и ученых… Короче. В 20 лет Влада Лемешевская уехала из Риги учиться в Эдинбург, а в 25 уже актриса и продюсер, решается на этот стартап в британской столице. Девять спектаклей за пять лет дают основание говорить «по-взрослому». Как и включение «Хамелеона» в тройку лучших русских театров за пределами России премии «Звезда театрала».


Кто ваши зрители?

Влада Лемешевская: Хоть и говорят, что население Лондонграда сегодня примерно 250 тысяч, но, по моим ощущениям, людей, для которых русский является родным или вторым языком, не так много. Около двух тысяч школьников на выпускных экзаменах сдают русский как иностранный. Да и учтем, что не все люди любят театр. Кто-то вообще сидит дома и смотрит Netflix.

К счастью, есть аудитория, которая сформировалась вокруг нас в первые годы, когда все шло отлично. Мы ставили комедии, все время — аншлаги.


Кто и как учит русский язык в Великобритании

Но потом у вас появилось и «Собачье сердце» Булгакова, и «Кукольный дом» Ибсена.

Влада Лемешевская: Мы стали делать более серьезные, иногда более экспериментальные вещи. Нам хочется развиваться, но не всегда зрителю хочется того же…

Сколько у вас сейчас в афише спектаклей?

Влада Лемешевская: Девять. Не все они играются. Уходят со сцены. Но вот «Любовь в футляре», с которого начинался театр, мы восстановили по просьбе зрителей.


Он очень удачный. Легкий, свободный, пластичный. А в центре действа — удивительно изобретенное из ничего озеро, в котором даже тонут. Чеховские миниатюры сыграны вашими актерами как маленькие шедевры.

Влада Лемешевская: Спасибо. Семь человек заняты в этом спектакле: Олег Хилл, Вадим Богданов, Олег Сидорчик, Ирина Кара, Женя Леверетт, Алексей Аверкин и я. Но актеров, с которыми мы работаем над разными спектаклями, больше, около двадцати. С «Любовью в футляре» осенью поедем в Париж. Если поедем. Там журнал «Театрал» проводит фестиваль «Мир русского театра».

Кто за вами стоит? Откуда у вас силы на все на это?

Влада Лемешевская: Вначале были мои вложения и не было финансовых минусов в кассе. Сейчас, к сожалению, когда перестали делать ставку на комедии, они появились. Театральную площадку для спектаклей арендуем, репетируем в Россотрудничестве, декораций минимум. Я писала многим меценатам, пока ничего в ответ…

Российская модель театра — предмет зависти для английских артистов

У вас большая семья?

Влада Лемешевская: Родители живут в Риге, а я здесь с мужем. Он вообще никакого отношения ни к театру, ни к русской культуре не имеет. Он француз. Конечно, невозможно все время терять. Я все понимаю, когда меценатам интереснее поддержать в Лондоне знаменитый театр, который приезжает из России на гастроли, чем тот, который мы местными силами здесь сотворили. Но это их выбор. Мы все равно будем продолжать делать то, что делаем.

Скажите, как выживают актеры вашего театра?



Актеры таганрогского театра рассказали о спектакле по Чехову в поезде

Влада Лемешевская: По-разному. Кто-то преподает в школах или преподает речь, как Ирина Кара. Кто-то проводит русскоязычные мероприятия — свадьбы, дни рождения… К сожалению, в кино даже у профессиональных русскоязычных актеров здесь очень узкий кастинговый диапазон. Чаще всего дают играть плохих русских. И девушкам тоже предлагают не очень интересные роли. Поэтому кто как. Чаще всего на фрилансе.

В такой ситуации можно ли задавать вопрос, есть ли у вас творческие планы?

Влада Лемешевская: Я надеюсь, что история с коронавирусом скоро закончится и у нас будут новые проекты. В апреле планировали делать фестивальный спектакль по мотивам «Антигоны» Софокла на двух актеров. Пока проект отложился из-за полного карантина, который ввели в Лондоне. Планируем детский спектакль к Новому году. Мы ставили «Пеппи», и он очень хорошо прошел.

Тогда у вас, как спасение, есть семейная публика, которая ходит и хочет ходить?..

Влада Лемешевская: Да. Наш театр объединяет всех, кто знает русский язык или его учит: к нам приходят и школьники, и студенты-британцы, и целые семьи с детьми. Лондонград, мне кажется, сильно поменялся, когда смогли приехать русскоязычные из Латвии, Литвы и Эстонии. Здесь очень большое сообщество. И, соответственно, поэтому у нас так много артистов из стран Балтии, потому что у них пока нет проблем с визой.


Как выживают тут наши люди творческих профессий?

Влада Лемешевская: Нужно быть готовыми делать разную работу. Заниматься фрилансом и помимо этого для души что-то делать. Это всегда непонятные заработки, шаткое ощущение. То есть тот, кто приехал сюда и он не звезда, ему очень сложно. Хотя сюда приезжают и звезды. И они думают, что у них сразу пойдут какие-то огромные кастинги и т.д. Но этого не случается.

В России театры держатся на постоянной труппе. Это и страховка актера от катаклизмов и пандемий.

Влада Лемешевская: Российская модель театр — предмет зависти для английских артистов. Тут собирают команду на проект, а потом прощаются с ней навсегда. Разве что есть люди, которые известны кастинг-директору, и он почаще их зовет к режиссеру, с которым работает. Тут весь артмир — проект.

Задам мечтательный вопрос: а в Россию вы приедете на гастроли?


Уральские "Три сестры" могут стать оперой года


Влада Лемешевская: К сожалению, пока под вопросом «Мелиховская весна», куда мы собирались с нашим чеховским спектаклем. Даже если к концу мая запрет на въезд в Россию будет снят, думаю, останутся обязательными две недели самоизоляции. Но помечтаем о всем хорошем.

Когда с Владой наговорились, подоспел Дмитрий Турчанинов, кстати, он учился в школе-студии МХАТ (режиссерский курс Валерия Фокина). Сообщил хорошую новость:

— А вчера мы тонули лучше, чем в том первом спектакле, который вы смотрели.

P.S.

Влада Лемешевская любезно предоставила «Российской газете» записи двух спектаклей театра «Хамелеон» — «Любовь в футляре» и «Собачье сердце». Ну что, без визы и масок, в Лондон, в театр? Вот по этому клику… Понравятся ли они так вам, как понравились мне? Волнуюсь. Но ведь лучше ошибаться в милости, как говорили святые.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

источник: rg.ru


Похожие посты

Ровшан Аскеров покинул проект «Что? Где? Когда?»

Avtor

Куинджи и Трегулова

Avtor

Названы самые упоминаемые в СМИ достопримечательности Москвы

Avtor
Adblock
detector