Культура

Юрий Смекалов поставил спектакль об изнанке балетного мира

В театре «Приют комедианта» премьера — постановка «Три товарища?» Юрия Смекалова, солиста Мариинского театра, хореографа. Известный писатель Александр Цыпкин дебютирует в театре как драматург.

Это второй балетный спектакль на сцене «Приюта комедианта» — в 2018 году Смекалов выпустил здесь «Солярис».

«Три товарища?» — о людях, посвятивших жизнь сцене, балету. Подзаголовок — «О чем молчит балет». Три истории артистов — об изнанке театрального мира, без купюр.

Одну из ролей танцовщиков сыграл сам Юрий Смекалов. В спектакле участвуют Виктория Литвинова (Большой театр), Сабина Яппарова (солистка балета Михайловского театра), Александр Челидзе (независимый танцовщик, работает в России и Германии), Виталий Куликов (Театр имени Ленсовета). В главной драматической роли — Рассказчика — Иван Батарев, актер Театра имени Ленсовета и кино (фильмы «28 панфиловцев», «Чужой», «Береговая охрана», «Ржев»), в этой роли в очередь — актер Антон Гуляев.



Лев Рахлин поставил роман "Шелк" Барикко в жанре мюзикла

Корреспондент «РГ» побывала на спектакле и поговорила с его создателями.

Юрий Смекалов, автор идеи, режиссер и хореграф

Правда, что вы сначала задумали написать книгу о балетном закулисье?

Юрий Смекалов: Я не собирался писать книгу о своей жизни. Мне не нравятся автобиографии артистов, которые приукрашивают факты, и это превращается в самолюбование. Есть хорошие книги, но часто их пишут за актеров другие люди — журналисты, писатели. Я люблю писать, либретто для своих спектаклей сочиняю сам. Мне захотелось сделать другую книгу. У меня такое количество интересных историй, жизненных судеб, которые проходили рядом со мной, и жаль, если они канут в Лету.

Почему Цыпкин? Мне нравится его проза — у него легкое погружение и в то же время точное отображение сути проблемы. На мой взгляд, в результате бесед у нас получился интересный фьюжн из биографических фактов, реальных жизненных историй, из танца, драмы. Мне хотелось попробовать себя и в качестве драматического актера. Темы наболевшие, близкие нам, артистам балета, классического и современного танца, мы постарались их проговорить. Получился экспериментальный спектакль. Я счастлив, что мы это сделали, и мне кажется, возможно продолжение.


Что самое ценное здесь для меня? В небольшом спектакле представлена целая эпоха: люди, которые живут сегодня, и жили 10-20 лет назад, и это выпуклая картинка балетного закулисья. Для меня это вообще балет-комикс — яркие, красочные зарисовки, порой мультяшные, сюрреалистичные, но в этой причудливости много настоящего, честного. Преподносить это впрямую было бы не интересно…

Почему вы назвали «вдохновением проекта» Виталия Куликова?

Юрий Смекалов: Виталий учился старше меня на два курса в Вагановской академии, а потом стал работать в театре Бориса Эйфмана. И я после выпуска поступил в этот театр. Мы общались, дружили, и я знал, что он не удовлетворен тем, что с утра до ночи пашет в кордебалете. Это было сумасшедшей болью для него, и он нашел в себе силы полностью перевернуть свою судьбу — поступил в театральный институт, закончил его, стал работать в театре Додина, и вот уже 13 лет — актер Театра им Ленсовета. Вырос в сильнейшего артиста, у него прекрасные роли, я поклонник его таланта. Для меня это настоящее открытие, подвиг. Такое редко бывает в актерской жизни. И этот спектакль я стал сочинять именно из-за него.

Какую оценку вы поставили бы Куликову за танец в спектакле?

Юрий Смекалов: Конечно, 10 баллов! Хотя в его танце нет суперсложного, он подошел к работе ответственно, профессионально.


е хотелось вложить в его фрагмент максимум важных переживаний, рассуждений, размышлений. Здесь грань между гротеском и серьезной человеческой трагедией. Никто не умирает, но трагедия ощущается. Мы сами выдумываем проблемы. Настоящая проблема — неизлечимая болезнь, беда у той девочки, которая скоро умрет. Посыл — если человек сам не станет себе товарищем, то жизнь его не состоится, главное — быть себе другом.

Александр Цыпкин, соавтор пьесы

Вы не писали пьес — и вдруг театр, балет, Смекалов.. Любите театр? Поклонник балета?

Александр Цыпкин: Наверное, театр можно было бы любить больше. Как потребитель, предпочитаю кино. Мой проект «БеспринцЫпные чтения» — тоже своего рода театр, каждый рассказ — небольшая пьеса, актеры практически играют на сцене. Я и писал изначально исключительно для сцены и кино, поэтому когда появилось предложение Юры Смекалова, сразу согласился. Все получилось случайно. Нас познакомили для обсуждения будущей книги о балете или большого интервью. Мы начали говорить —  и обнаружилось столько интересных историй, что Юра предложил написать вдвоем пьесу, а он поставит спектакль, где будет синтез разных жанров.


Звезда петербургской сцены Татьяна Ткач сыграла миссис Сэвидж


Истории жизненных неудач, непринятых решений, человеческой трусости — по отношению к себе, сложного выбора — изменить себе, не сделать шаг в дверь, которая открыта, или открыть ту, которую следовало бы. Балет, в принципе, жестокая материя. В 35-37 лет люди оказываются выброшенными из работы, во многом на произвол судьбы, не очень понимают, чем заниматься дальше. Нужно строить вторую жизнь, потому что первая закончилась. Это большое испытание.

Мы приходим в Большой, в Мариинский театр, видим красивую картинку, все замечательно, прекрасно, но не ведаем, что происходит за кулисами. А там трагедии. Распределения ролей. Не получилась карьера солиста — танцуй в кордебалете. Финансовые проблемы.  Относительно большие деньги зарабатывают только звезды. А как быть мужчинам, у которых семья, дети?  Придумали драматургическую линию, Смекалов провел параллель с «Тремя товарищами» Ремарка — увидев момент потерянного поколения. Это его мир — балет, его окружение, я всего лишь писал слова. Рад, что у меня такой соавтор, без него и пьесы не получилось бы.

Виталий Куликов — актер Театра имени Ленсовета. Получил «Золотой софит» в номинации «Лучший дебют сезона» за исполнение главной роли в спектакле «Плутни Скапена» Театра «Приют комедианта» (2005). Играл здесь в спектаклях «Стеклянный зверинец» и «Пиль. Комическое представление». Ранее окончил Академию Русского Балета имени А.Я.Вагановой, работал в театре Бориса Эйфмана.


Виталий Куликов: На предложение Юры я откликнулся с удовольствием. Мы давно знакомы, но и тема мне показалась интересной. Как никак я к балету имел отношение. Теперь, к счастью, балет не молчит, а говорит о реальных и насущных проблемах артистов. Эти проблемы, мне кажется, важно показать и озвучить, что жизнь артиста после завершения карьеры часто бывает очень несчастной… Да, работать в смысле хореографии было не просто. Потому как уже 20 лет я не танцую. Но вообще было очень весело на репетициях. Всё было в добре и взаимопонимании.

Иван Батарев, актер Театра имени Ленсовета: Мне было интересно предложение Юрия Смекалова — спектакль, в котором совмещаются пластика и драматический театр. Для меня это особенный опыт, потому что я работаю с людьми, которые занимаются совсем другим направлением искусства. Так сложилось, что во многих спектаклях, где я участвую, присутствует пластика. Я сам решаю многие роли через движение. На мой взгляд, каждый драматический артист должен владеть своим телом. Не обязательно быть Барышниковым, но знать анатомию и возможности тела, владеть им в любых обстоятельствах очень важно. Современный драматический театр часто использует пластику и танец, поэтому для меня, как артиста, тем более важно окунаться в процесс работы над таким спектаклем как «Три товарища?»

Виктория Литвинова, артистка балета Большого театра (Крис, голос за кадром live)


Теперь у вас два спектакля в Петербурге (еще «Солярис» Смекалова), в драматическом театре. Ваши ощущения? Виктория Литвинова: Невероятные! Не могу передать словами, как это здорово, интересно — открыть в себе что-то новое. Я как маленький ребенок, который учится ходить, ощущает свое тело. Так и мы, балетные — сначала танцевали, потом заговорили. Никогда не думала, что буду играть в драматическом спектакле, мне казалось, что это очень сложно. Смотрела на артистов в театре, кино — и думала: боже мой, как они это делают, как запоминают столько текста?! Конечно, танец — это тоже сложно, но когда ты занимаешься этим с четырех лет, то об этом не задумываешься.


В Петербурге прошла премьера спектакля "Обломов"

В спектакле у вас танец с каждым партнером — одни артисты балета, Иван Батарев — актер драматического театра и кино. Чувствуется разница?

Виктория Литвинова: Да, с каждым по-разному, но совпадаем. С Юрой Смекаловым мы работаем вместе давно, я его ассистент, танцуем дуэты. Уже не первый проект вместе с Сашей Челидзе делаем, и танцевать с таким мастером современного танца на сцене одно удовольствие. Виталий Куликов, блистательный актер, стал для меня в каком-то смысле наставником актерского мастерства и правильной передачи героини через слово зрителю. Он в прошлом профессиональный артист балета, поэтому в танце с ним мы разговаривали на одном языке. Ваня Батарев — прекрасный партнер, аккуратно и нежно подходил к вопросам дуэтного танца, я  порой ощущаю себя с ним фарфоровой куколкой — он так бережно носит меня на руках.


Почему режиссер называет спектакль сюрреалистичным и даже комиксообразным? Зачем в названии поставлен вопрос? На эти вопросы есть ответы — спектакль надо посмотреть.

Тем временем

Юрий Смекалов выпустил в Самарском Театре оперы и балета спектакль «Три маски короля» на музыку Михаила Крылова. В одной из ролей балета-притчи премьер Мариинского театра Владимир Шкляров.

источник: rg.ru


Похожие посты

Нонна Гришаева сыграла в спектакле, посвященном памяти Людмилы Гурченко

Avtor

В Госдуме предложили ограничить рекламный блок в кинотеатрах

Avtor

«Союзмультфильм» займется разработкой сериалов

Avtor
Adblock
detector