Наука

Ответы@Mail.Ru: Что такое "богохульство"?

БОГОХУЛЬСТВО

[богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры.

В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «…кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]…» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.


В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого, не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

Средневек. каноническое право католич. Церкви тщательно разработало тему Б. С одной стороны, оно усматривает преступное деяние лишь в случае публичного богохуления, поскольку в нем наличествует умысел совращения присутствующих к отпадению от Христа, с др., расширительно толкуя данное церковное преступление, причисляет к нему помимо хулы на Бога поношение Божией Матери и святых, тем самым подводя под обвинение в Б. еретиков и позже протестантов, и распространяет понятие Б. на божбу и всякое призывание имени Божия всуе, а также лжеприсягу — случай, когда присяга дается с намерением ее не исполнять.


Рим. гос. уголовное право, согласно принципу «deorum injurias diis curae» (оскорбление богов — забота самих богов), не предусматривало наказания за Б., но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении Б. и даже атеизма, под к-рым подразумевалось непочитание ими рим. богов.

Христ. императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христ. религии и Церкви, в т. ч. и за Б. В 77-й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».

Средневек. уголовное законодательство Зап. Европы предусматривало за Б. самые тяжкие кары, как правило смертную казнь, в т.


через сожжение. С XVI в. наказания за данное преступление смягчаются: смертная казнь заменяется телесными наказаниями или штрафами. В XVIII в. уголовное право большинства европ. гос-в уже не предусматривает смертной казни за Б., изменяется объем этого преступления (из него, в частности, исключается божба), иначе трактуется и его природа. Так, в Австрии при имп. Марии Терезии (кодекс 1768 г.) Б. еще рассматривается как тягчайшее преступление, суть к-рого заключается в оскорблении Божества, могущем привлечь гнев Божий на попускающее его правительство и на всю страну, но уже при имп. Иосифе II (кодекс 1787 г.) трактуется как преступление против интересов религ. общины, угрожающее общественным возмущением. Виновные в Б. подлежали принудительному помещению в дом для умалишенных впредь до раскаяния и исправления. В кодексе революционной Франции 1791 г. Б. среди преступлений вовсе отсутствует. В уголовном законодательстве большинства гос-в ХХ в. Б. не рассматривается в качестве преступления, при этом отдельные его проявления могут подлежать уголовной ответственности как посягательства на законные интересы религ. общин и верующих.

В юридических источниках Др. Руси религ. преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира, где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х-ХХ вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религ. преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.). Однако о Б. в собственном смысле слова речь в этих, как и в позднейших, актах не идет.


Кара за Б. впервые в российском законодательстве предусмотрена Соборным уложением царя Алексея Михайловича (1649), 1-я глава к-рого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уголовное законодательство имп. Петра I разделило преступление Б. на 2 вида в зависимости от объекта хулы: хуление имени Божия, а также св. таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и правосл.


ры — отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714) Петра Великого, и недонесение о Б. «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).

При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за Б. была отменена смертная казнь. Религ. преступления подверглись тщательной разработке при составлении Свода законов Российской империи 1832 г., где они собраны во 2-м разд. 1-й кн. XV т., причем богохуление занимает 1-ю гл. этого раздела.

В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. разд. 2-й озаглавлен «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений», 1-я гл. раздела — «О богохулении и порицании веры». Согласно «Уложению», произнесение хулы на «Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников Божиих и их изображения» в церкви карается лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы в рудниках сроком от 12 до 15 лет, а также наказанием плетьми и наложением клейма, если виновный не освобожден от телесных наказаний.


алогичная хула, произнесенная не в церкви, но в публичном месте, влечет за собой лишение всех прав состояния и ссылку в каторжные работы на заводах сроком от 6 до 8 лет, а также наказание плетьми и наложение клейма. Уличенный в совершении того же преступления не в публичном месте, но при свидетелях и с намерением поколебать их веру наказывается лишением всех прав состояния и ссылкой на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а также плетьми (Там же. 1988. Т. 6. С. 213). Недонесение о подобных преступлениях, согласно «Уложению», карается тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 1 года либо арестом от 3 недель до 3 месяцев. Виновный в публичном произнесении слов, «имеющих вид богохуления или поношения святых …или порицания веры и Церкви», но учинивший это без умысла, а по неразумию или пьянству, подвергается заключению в смирительном доме на разные сроки, но не более 2 лет, а также в более тяжелых случаях лишением нек-рых прав и преимуществ. Богохуления, поношения святых и порицания веры и Церкви в печатных или даже письменных, но распространяемых сочинениях влечет за собой лишение всех прав состояния и ссылку на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а также наказание плетьми. Причем наказанию подвергаются как авторы, так и распространители подобных сочинений, в т. ч. и книготорговцы.

В «Уголовном уложении» 1885 г. в целом сохранены положения «Уложения» 1845 г. В уголовном законодательстве нач. ХХ в. Б. трактуется как одно из самых тяжких преступлений, но наказания, предусмотренные для виновных в этом преступлении, смягчены, как смягчены они и по всем др. преступлениям.


В уголовном законодательстве советской эпохи ввиду отделения Церкви от гос-ва, атеистической политики гос. власти и дискриминации Церкви не было места для такого преступления, как Б. Более того, Б., в т. ч. в самой циничной форме, официально поощрялось, составляло характерную черту атеистических публикаций, особенно в 20-30-х гг., на страницах ж. «Безбожник», а также на рубеже 50-60-х гг., во время хрущевских гонений на Церковь.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. не включает в перечень преступлений Б. Но косвенным образом отдельные случаи Б. могут подлежать уголовной ответственности, если они, напр., содержат в себе также оскорбление религ. чувств, возбуждение религ. вражды, чинение препятствий в совершении санкционированных богослужений, акты вандализма.

Лит.: Белогриц-Котляревский Л. С. Преступления против религии в важнейших государствах Запада. СПб., 1886; Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. М., 1984-1988.

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях,

получит рак языка и станет глухим.


Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу,

получает желудочные язвы и рак.

«Гаруда Пурана».

        Богохульство   как качество личности –  склонность хулить Бога, поносить, оскорблять святых личностей, священные писания и догматы веры.

        Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника: — Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: — Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.


       Наверняка большинство читателей, начиная читать эту статью,  предполагают, что автор начнет описывать длинный перечень наказаний за оскорбления Бога. Спешу Вас разочаровать. Богу абсолютно безразличны грубые, оскорбительные высказывания в его адрес. Когда придет Верховная Личность Бога, она скажет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается».

       Бог не нуждается в защите земного правосудия. Человек, даже плохо думая о Боге, очищается. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Лицемер, вынужденный постоянно играть роль порядочного человека, в конечном итоге, может им и стать. Актеры знают, что когда вживаешься в роль извне – с помощью определенных движений, жестов, мимики лица, начинают появляться естественные для данного случая эмоции.

        Вдумайтесь в мысль Фридриха Ницше о том, как видимость, созданная лицемерием, становится реальностью:  «Актер, в конце концов, уже не может перестать думать о впечатлении от своей личности и об общем сценическом эффекте даже при самом глубоком страдании, например при погребении своего ребенка; он будет плакать над собственным горем и его проявлениями, как если бы он был зрителем самого себя.


цемер, который постоянно играет одну и ту же роль, под конец перестает быть лицемером – например, священники, которые обыкновенно в молодости бывают сознательно или бессознательно лицемерами, в конце концов, становятся естественными и делаются тогда именно подлинными священниками, без всякой аффектации: или если этого еще не может достигнуть отец, то, вероятно, достигает сын, которому удается использовать успехи отца и унаследовать его привычку. Когда кто-либо долго и упорно хочет казаться чем-нибудь, то в результате ему уже трудно быть чем-либо другим. Профессия почти каждого человека, даже художника, начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Тот, кто всегда носит на лице маску приветливости, должен, в конце концов, приобрести власть над благожелательным настроением, без которого нельзя достигнуть выражения приветливости, — и в результате это настроение в свою очередь овладевает им – он действительно становится благожелательным».

      Теперь становится понятной мысль Бога о том, что неважно, в какой плоскости человек говорит или думает о Боге. Главное, чтобы думал, а не просто вспоминал всуе.  Любит или ненавидит – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.

       Совершенно другой окрас имеет плохое думанье о святых. Сам Бог во многих местах в Бхагавад — гите, говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого.

      Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни…  Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно…  Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

     Земная кара за богохульство постоянно менялась. Первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой Бог, по определению, настолько силен, что сам в состоянии покарать человека, нанёсшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать Бога слабыми силами людей уже есть богохульство (Deorum injuriae diis curae — император Тиберий).

    В христианстве радикальным видом богохульства считается хула на Святого Духа, которая, в отличие от любой другой хулы, не прощается. Сейчас большинство духовных традиций придерживаются древнеримского взгляда на богохульство, признав, что бог находится вне сферы человеческих отношений, недосягаем для преступных посягательств и не нуждается в защите земного правосудия; неисполнение же правил веры и обрядов вероисповедания не может быть предметом суждения светского суда, некомпетентного в оценке убеждений и требований совести.

       Кроме того, было признано, что принуждение к исполнению требований религии государственными наказаниями унижает, прежде всего, саму религию и ведёт к лицемерию и неверию. Уголовные законы могут и должны ограждать церковь как общество верующих, ограждать её мирное существование, закон может преследовать за оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, так как этим нарушаются интересы и права личностей, может наказывать за нарушение благочиния в церквах и молитвенных домах, за препятствование свободного отправления богослужения и т. п., но во всех этих случаях объектом преступления будет не бог, вера или религия в целом, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. Сыграл свою роль и процесс перехода большинства цивилизованных государств к светскому состоянию, в результате которого религиозные учреждения утратили в значительной мере рычаги воздействия на политическую и правовую систему государств. В уголовных законах понятие «богохульство» было заменено на «оскорбление религиозных чувств», тяжесть наказания за которое существенно меньше, чем в былые времена за богохульство.

  Тем не менее, в государствах, где юридическо-правовая система не приняла данные основы римского права по отношению к религии, богохульство до сих пор остаётся преступлением, за которое может быть назначено наказание, вплоть до смертной казни. Так обстоит дело в исламских государствах. В исламе хула на Бога признаётся одним из тягчайших грехов (наряду с отступничеством), и по шариатскому праву она наказывается смертной казнью через побивание камнями.

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/


Похожие посты

Установлена неожиданная причина смерти Людовика IX: историки развенчали ошибочный миф о гибели короля

Avtor

Преддверие 8-балльного землетрясения: на магнитометре спутника GOES произошел масштабный сбой

Avtor

Ученые создали искусственную клетку, которая сама вырабатывает энергию

Avtor
Adblock
detector