• Главная
  • Наука
  • ЕЗИДЫ • Большая российская энциклопедия — электронная версия
Наука

ЕЗИДЫ • Большая российская энциклопедия — электронная версия

В мире очень мало народов, история которых исчисляется несколькими тысячелетиями. Один из этих народов – езиды. Их происхождение неоднозначно воспринимается научной общественностью. Есть три основные версии: – езиды – прямые потомки вавилонян; – езиды – прямые потомки шумеров; – езиды – выходцы из Индии, из Бумбаи (Бомбея), перекочевавшие на север Ирака. Следует отметить, что ни одна из версий не подтверждается научными доказательствами. Однако именно районы Мосула и Синджара на севере Ирака, где проживает большая часть езидов, считаются их родиной.

Возникает естественный вопрос: как народ, никогда не имевший собственного государства, смог на протяжении тысячелетий сохранить свою идентичность? История знает подобные, или похожие примеры (копты, евреи, ассирийцы, греки, армяне, тибетцы…), и во всех этих случаях основой выживания народов была духовность, строгое соблюдение народом морально-нравственных норм.


Как и многие народы, езиды до формирования своей религии в ХII – ХV вв. были язычниками, солнцепоклонниками. В VII в. езиды решительно отвергли навязываемый им ислам. Более того, 10 октября 683 г. во время битвы при Кербале езид по имени Красный Султан Езид убил одного из сыновей Шиа Али – Хусейна, а сам Красный Султан Езид пропал без вести. В смерти и второго сына Шиа Али – Асана также обвинили езидов. С этих пор народ Малаке Тавуса стал называть себя езидами. И с этого времени езиды стали беспощадно преследоваться мусульманами. Другой причиной гонений на езидов были обвинения их в «сектантстве и поклонении дьяволу», хотя в религии езидов нет ни малейшего упоминания о каких-то «падших ангелах». Из-за этих и других причин их религия носит закрытый характер и плохо изучена. Вероучение езидов, основоположником которого является шейх Ади ибн Мусафир (1072 – 1162), вобрало в себе элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Сами же езиды называют свою религию – Шарфадин.

Езиды признают Бога-творца, создателя Вселенной Хуаде и верховного ангела (божества) Малаке Тавуса (в образе павлина). Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше, что в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Там же находится резиденция духовного лидера езидов – Шеха Мири.


е езиды должны соблюдать свои законы и обычаи, строго сохранять все принципы. Прежде всего, езиды делятся на три основные касты. Каждый езид должен жениться на девушке из своей касты (это напоминает кастовость социума в Индии). Кроме того, шехи и пиры (духовные лица), которые в свою очередь делятся на подкасты, должны жениться только на девушке своей подкасты. Езиды не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей. В противном случае они и их потомство не могут называть себя езидами и общество соответственно не примет их.

Езидский народ свято чтит свои обычаи и отмечает свои национальные праздники. В этом и есть секрет долговечности этого народа!

Язык езидов – эздики принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Хотя и есть утверждения, что езиды говорят на одном из диалектов курдского языка – курманджи, сами же езиды, в подавляющем большинстве, считают своим языком именно эздики. Пользуются русским алфавитом и семью буквами латинского, созвучными звукам своего языка.

В мире, по разным оценкам, насчитывается от 1 до 3 миллионов езидов, из которых более одного миллиона проживает на севере Ирака, остальные – в Армении, Грузии, России, Германии, Франции, США и в некоторых других странах.

Езиды проживали в Кавказском регионе со времен Средневековья. Их единичные племена были замечены в Закавказье в XVIII веке. В 1770-х годах царь Грузии Ираклий II предпринял попытку установить диалог с езидами, используя в качестве посредника ассирийского архиепископа Исайю.


аклий II передал через Исайю письмо, адресованное лидеру езидов Чобану-ага, в котором он предлагал вступить в немусульманский союз с армянами и ассирийцами против османского султана. Более массовая миграция езидов в Закавказье наблюдалась во время и после Крымской (1853-1856) и Русско-турецкой (1877-1878) войн. Тем не менее, в начале XX столетия большинство современных езидов поселились в Армении и Грузии в результате религиозных гонений со стороны турецких властей и местных исламских организаций (за период 1915 – 1918 гг.

в Турции были убиты более 500.000 езидов, что, к сожалению, не получает достаточного внимания со стороны мировой общественности). Эти езиды прибыли из районов Вана, Баязеда, Карса и Сурмалу.

Так как езиды были сельскими жителями, они селились в основном в заброшенных и безлюдных деревнях Армении, хотя в Грузии они находили пристанище и в городах — сначала в Тбилиси, а затем в Телави и Рустави. Согласно последним советским данным (перепись населения СССР 1989 г.), в Грузии и Армении проживали около 90.000 езидов. А до 1989 г. езидов несправедливо относили к курдам. Сегодня езидов относят к отдельной этноконфессиональной группе, признанной международным сообществом, в частности Евросоюзом.

В Республике Армения проживают около 60.000 езидов. Занимаются они не только традиционным для них овцеводством и сельским хозяйством, но и в других отраслях народного хозяйства. Армения является единственным государством, где действуют школы с обучением езидскому языку и литературе (с 1-го по 9-й классы). Их сегодня 34.


В стране издаются учебники и художественная литература на езидском языке, выходит ежемесячный журнал «Эздихана» с текстами на езидском, армянском и русском языках. Создан фонд для развития езидской науки и культуры, существуют ежедневные радиопередачи на езидском языке. В Армении находится Национальный союз езидов мира и Армении, президентом которого является дважды Народный герой, профессор народной истории езидов и богословия Азиз Тамоян. Наконец, в сентябре 2012 г. в Армавирском марзе Армении был открыт езидский храм Лалиш. Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении. Он вмещает около 30 человек, имеет традиционную форму езидских конусообразных святилищ, построен из камня и облицован мрамором. Рядом расположилась трапезная на 2000 человек, в перспективе планируется возведение здания, где будут служебные помещения для священнослужителей и помещение для паломников.

По словам Азиза Тамояна, Армения – единственная страна, где на государственном уровне поддерживаются духовные и культурные традиции езидского народа, а армяне – единственный народ, который по-братски относится к езидам, и именно это обстоятельство подвигло езидов писать свои фамилии на армянский лад, с использованием окончания «ян».


Езиды внесли свой посильный вклад в устранение последствий страшного спитакского землетрясения в 1988 году.

Особо хочется отметить роль езидов в освободительной борьбе народа Арцаха.

С самого начала карабахского движения езиды вместе с армянским народом встали на защиту справедливого требования карабахских армян о воссоединении с родиной – Арменией. На зверства наших восточных соседей они ответили созданием под руководством Азиза Тамояна езидского отряда ополченцев имени Джангира-аги (он со своей знаменитой конницей в 500 человек в 1918 г. воевал против турок в Баш-Апаране и Сардарапате и вместе с армянскими солдатами разбил и отбросил дивизию Шевкета-паши. Джангиру-аге поставлен памятник в Ереване). Отряд воевал практически на всех участках фронта, внеся свой посильный вклад в дело независимости народа Арцаха. Добровольцев-езидов принял Католикос всех армян Вазген I и благословил их. Многие из них за мужество и героизм удостоились правительственных наград. Как говорит Азиз Тамоян, в случае начала военных действий езиды Армении готовы снова встать на защиту свободы и суверенитета Арцаха. Как Сардарапат в начале прошлого века, так и Арцах в наши дни стал символом нерушимой дружбы армян и езидов. 36 молодых езидов пали смертью храбрых на полях карабахских сражений. Память о них увековечена народом.

Президент Национального союза езидов мира говорит: «В Армении действительно созданы все условия для сохранения и развития езидского языка, литературы и культуры, но у остальных езидов есть большая проблема, связанная с их курдизацией, порой насильственной.


дь у нас с курдами мало общего, более того, не секрет, что в начале прошлого века турки убивали нас, как и армян, в большинстве случаев руками курдов. Мы пытаемся всеми возможными цивилизованными методами устранить эту опасность и надеемся на международную солидарность».

В заключение хочу привести одну из основных езидских молитв, характеризующих этот народ как доброжелательный, миролюбивый и лояльный: «О, Боже, сперва дай счастье и благо 72 народам, а потом нам, езидам».

Александр Газарян

5  4  3  2  1     Всего проголосовало 842 человека
Езидизм (Йезидизм) с давних времен вызывал острое любопытство исследователей и путешественников. На мой взгляд, это одна из наиболее интересных и уникальных живых религий. Осколок и рудимент далекой древности, чудом сохранившийся в горах Курдистана.

В основе этой религии, как и Зороастризма, лежит комплекс древнейших индоиранских представлений. Данные о численности езидов очень разнятся. По некоторым подсчетам, езидов насчитывается приблизительно до одного миллиона человек (по другим 100-150 тысяч). Езиды живут в основном в Ираке (особенно в горах Синджара Шенгала, и в Шейхане, где находится Лалеш святилище всех езидов), в Турции в Сирии.


большая их часть живет в Иране, преимущественно на крайнем северо-западе Ирана. Остальная масса езидов рассеяна по всему миру. В настоящее время езиды живут, кроме всех частей Курдистана, в бывших советских государствах, главным образом на Кавказе (Армения, Грузия), в России и Украине. Большая группа езидов эмигрировала в европейские страны, прежде всего в Германию.

Кажется наиболее вероятным, что Езидизм — чудом сохранившаяся исконнaя религия современных курдов, практиковавшаяся ими до исламизации. Следует подчеркнуть, что езиды — только курды, и не существует езидов иной национальности.

Есть множество гипотез о происхождении названия религии. Самоназвание езидов "ЭЗДИ", а своюр елигию они называют "ЭЗДИТИ" или "ЭЗЕДЙЯТИ". Название "Езидизм" связывают например с иранским городом Йездом, на окраинах которого проживают зороастрийцы. Некоторые связывают его с именем халифа Язидом б.Муавийей. Большинство же исследователей полагают что происхождение слова «езид» связано с авест. Yazata «божество», перс. Yazdan «Бог». Вплоть до сегодняшнего дня не выработано единого мнения относительно происхождения Eзидизма, этот вопрос остается дискуссионным и нуждается в глубоком научном исследовании.

Существует ошибочное мнение, что езиды бывшие мусульмане, или мусульманская секта.


клонение Солнцу и Огню у езидов давало основание многим ученым говорить о близости Зороастризма с Eзидизмом. На самом деле похожих элементов с Зороастризмом довольно много и сходство намного глубже. Детальное изучение источников и устных традиций этих двух религий позволяет говорить о том, что Eзидизм и Зороастризм не только близки, но и несомненно имеют общие истоки. Есть множество общих черт как в догматике двух религий, так и в обрядовой стороне: следы семи основных религиозных празднеств (вместе с Новым годом), существующих в Зороастризме, есть и в Eзидизме. Обряд инициации и отличительный знак в обеих религиозных системах также совпадают: у езидов белая нижняя рубашка с круглым воротом, именуемым в езидизме "Тока Эзид", и плетеный шнур из шерсти, в Зороастризме стахр пайсанха, или судра, и священный пояс авйанхана, или кусти.

Тем не менее, расхожее отождествление езидов с зороастрийцами не выдерживает никакой критики. Кроме прочего, прямо противоречат друг другу фундаментальные основы двух вероучений, поскольку Зороастризм построен на идее извечного антагонизма Добра и Зла (Ормазда и Аримана) и их непримиримой борьбы до победы Ормазда, при чём от адепта требуется последовательное участие в этой борьбе на стороне светлого начала.

В езидском вероучении на ряду с преимущественно курдской религией ахл-и Хакк ("люди Истины") явно просматриваются древнейшие культы, корни которых уходят в глубь тысячелетий. Корни Eзидизма очевидно следует искать в так называемой индоиранской религии, которая была выработана общими предками индийцев и иранцев прежде чем они разошлись. Религия йезидов – синкретическое смешение элементов Зороастризма, Манихейства, Иудаизма, несторианского Xристианства и Ислама, а так же различных гностических сект.


Вместе с тем, Езидизм изначально религия строго монотеистическая. Ряд исследователей пишут что богопознание в Eзидизме сложно для понимания, однако для езидов очевидно что Бог Творец мира и что у него есть несколько имен. Кроме того, они полагают, что Бог создал семь ангелов, которые и управляют миром. В зороастризме во главе с Ахура-Маздой они именуются Амеша-Спента, в езидизме их возглавляет Малаки Тавус ("Ангел/Царь Павлин"). Езидизм как религия отрицает любое зло со стороны Всевышнего и им созданных Архангелов. Все чувства так как и добро и зло идёт от человека.

С образом Малаки Тавуса связаны наиболее противоречивые сведения. Мусульмане традиционно считают езидов "дьяволопоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Неосведомленные авторы издавна называли его "олицетворением зла", а езидов считали в этой связи "поклонниками дьявола". Подобное утверждение — плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом архангеле.
Истинная сущность Малаки-Тавуса очень комплексна, сложна и зачастую противоречива. По мнению езидов, Бог изначально сотворил мир прекрасным, после чего Малаки Тавус предстал перед Богом и сказал, что невозможен свет без тьмы, день без ночи, и заставил ночь сменять день.


uot;Немилость" Бога к Малаки Тавусу объясняется по-разному и имеет несколько истолкований. По одной версии он отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и никому больше.

48.44 КБ

Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как было отмечено, в суфийской идеологии эта птица символизирует мудрость и величие. И тем не менее, система религиозных верований в павлина, хотя и величественного, но проклятого богом и имеющего непосредственную связь с сатаной существа особенно в мусульманском окружении создала предпосылки для того, чтобы считать езидского Малак-Тавуса воплощениям дьявола. Здесь, фактически, произошло слияние (контаминация) образов падшего ангела и павлина и создание нового образа падшего павлина-дьяволa. Следует также отметить, что отдельные элементы поклонения павлину, которые возникли скорее всего на Индийском полуострове, с далеких исторических времен были широко распространены также среди народов Ближнего и Среднего Востока, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры.

Малаки Тавус в системе культовых (обрядовых) предметов изображается как петух, вознесшийся на башню. Подобные медные статуэтки хранятся в Лалеше и каждый год давалы (один из младших чинов езидского духовенства) носят их по районам, населенным езидами. С помощью этого ритуала собираются пожертвования верующих в пользу духовного центра. Эти статуэтки называются Санджаки и хранятся в строжайшей тайне от представителей других религий. Ненависть к езидам выражалась в прошлом в многочисленых погромах, увенчавшихся геноцидом 1915-1918 гг. в Турции.

Как уже было отмечено, из-за всей этой гностической путаницы, щедро замещанной на индоиранских религиозных представлениях, христианстве и иудаизме, некоторые считают Малаки Тауса падшим ангелом и отождествляют с Сатаной-Шайтаном христиан и мусульман, отчего у окружaющих народов возникло представление о езидах как о «чертопоклонниках». Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с "падшим ангелом". Поэтому религия езидов строжайше запрещет проклинать Сатану, этим езиды и навлекали на себя ненависть окружающих народов, при том что сами езиды традиционно лояльны ко всем религиям.

Определяющим для Eзидизма фактором в приспособлении его к новым историческим условиям оказалась личность Шейха Ади, воззрения которого сыграли важнейшую роль в реформировании Eзидизма, оставив глубокий след в этой религии. Шейх Ади, к личности которого неоднозначно относятся иногда даже сами езиды, занимает важное место в религиозной традиции. Езидский подвижник, полное имя которого Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б.Мусафир б. Исмаил б.Муса б.Марван б. ал-Хасан б.Марван, родился где-то между 1073 и 1078 гг. в области Баальбек, в долине Бекаа (нынешняя территория Ливана).
Его потомками считаются миры (эмиры, верховные лидеры) езидов, включая ныне живущего — Мир Тахсин Бега. Обыкновенно считается, что шейх Ади поселился в заброшенном христианском монастыре Лалеш и создал учение, из которого и возник нынешний Eзидизм в его современной форме.

108.05 КБ

Лалеш является центром культовых и обрядовых ритуалов местом паломничества всех езидов. Ряд авторов пишут, что Шейх Ади поселился в развалинах христианского монастыря, однако интерьер, равно как и внешний вид храма, как отмечают многие, не содержит элементов, присущих христианским монастырям. Согласно езидской мифологии Лалеш был воздвигнут на том месте где Господь впервые создал земную твердь. Поскольку Лалеш считается у езидов священным, к нему отправляются люди не только в паломничество, но и чтобы излечиться от различных недугов. С первого взгляда строения йезидского святилища напоминают костры, языки пламени.

Езидизм немиссионерская религия, более того, не допускается принятия ее иноверцем, человеком вне общины. Езидами не считаются так же и дети из смешанных браков рождённые от родителей разных национальностей и вероисповеданий. Езидами считается тот кто рождён от матери и от отца исповедующих Езидизм. Чистота крови главное требование религии. Все езидское общество основано на кастово-теократическом делении, где каждый езид уже рождается в определенной касте, поскольку категорически запрещены и браки между существующими тремя кастами езидов. Главной отличительной чертой Eзидизма, является то, что принять эту религию нельзя: езидом можно только родиться.

Духовный сан является наследственным, женщины лицо не закрывают. Синий цвет считается «запрещённым». Традиции передаются устно. Самый главный праздник – 10-ого августа, проходящий в деревне Баадри. Вся праздничная церемония происходит возле горящих огней». Eзидам также запрещено употреблять в слух имя, названия злого духа под разными именами. У езидов существуют некоторые пищевые табу, например, не позволяется употреблять в пищу рыбу, свинину, салат-латук, капусту и др.

Источники помимо моей собственной памяти:

http://bibliotekar.ru/mail/1.htm
http://blagoverie.org/articles/opinion/yezids.phtml
www.ezdixane.ru
www.ezid.ru
http://en.wikipedia.org/wiki/Yazidi

Этимология

Существует несколько версий происхождения слова «Езид».

  1. Езид (йездан) происходит от слова «йезд» — это гении добра и света в зороастрийском учении, а также возможно и общий термин, используемый для богоподобных Духовных существ.[9]
  2. Езид происходит от персидского слова «ездан», что означает «Бог». Последоватили Езидизма считают себя частью вселенной, слугами божьими, поклоняются святилищам.[10]
  3. Езид происходит от слово «Езден» — город в Адиабене.

Распространение езидов

Ирак

Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш (в XII в. Шех Ади без кровопролития вернул храм исконным хозяевам, до этого его захватили ассирийские монахи, которым покровительствовали мусульманские правители)[источник не указан 52 дня]. Оценки числа езидов в Ираке колеблются от 300 тыс. до 800 тыс., скорее всего их там свыше 1 млн.

Армения

Основная статья: Езиды в Армении

С 1990-х гг. в Армении для этой народности создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»).

Езиды мигрировали в Армению в связи с первой мировой войной, так как они поддерживали Российскую империю.

Турция

В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр.

Россия

В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». По переписи населения 2002 года в России проживает 31,3 тыс. езидов, по переписи населения 2010 года — 40 586 езидов.

Субъект федерации Численность в 2002 году, тыс.[11]
Краснодарский край 4,4
Нижегородская область 3,1
Ярославская область 2,7
Ставропольский край 2,4
Новосибирская область 2,0
Тамбовская область 2,0
Москва 1,6
Ростовская область 1,6
Волгоградская область 1,1
Томская область 0,6
показаны субъекты с численностью езидов более 1000 человек

Религия езидов

Религия езидов близка вероучению других синкретических курдских религий — алевитов (не путать с алавитами) и али-илахов, вместе с которыми объединяется под общим названием язданизм. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).

Из-за гонений и иных причин религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, основоположником которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), араб по происхождению и мусульманин суфийской направленности, окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.

Мусульманские и христианские критики езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного ангела/божества Мелек-Тавуси (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали «поклонниками злого» духа. Езиды признают единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются или даже обожествляются, то есть, каждый из них выступает как главенствующий бог. [12].

  • Верховный ангел/божество Малак Тавус (Мелик-Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина или петуха, является символом езидизма.
  • Шейх Ади — святая и божественная фигура в езидизме, Шейх Ади является основателем езидизма в XII в.

Тавуси-Мелек является главным из семи созданных Богом «архангелов» (хафт мере диване) или божеств, куда также входят Эзраил (Эсраил), Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил), активно участвующие в мирских делах. Тавуси-Мелека считают падшим ангелом и отождествляют с Азазель у христиан и мусульман, отчего у окружающих народов возникло представление о езидах как о поклонниках злого духа. Езиды верят, что в конце времен Всевышний помирится с падшим ангелом, а до тех пор езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными названиями. Своеобразным мировоззрением езиды навлекали на себя ненависть окружающих народов, несмотря даже на свою относительную лояльность ко всем религиям.

Происхождение

Относительно происхождения езидизма существуют две основные точки зрения:

1. Езидизм имеет основой традиционные доисламские верования курдов, реформированные шейхом Ади.

2. Езидизм возник из учения Шейха Ади путём смешения его с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями.

Однако существует и третья точка зрения, которая заключается в отождествлении езидизма с зороастризмом. Фундаментальные основы двух вероучений в одних случаях совпадают, в других — прямо противоречат друг другу.

3. В езидизме нет и малейшего упоминания о каких-то «падших» ангелах. Все ангелы навсегда остаются ангелами. Покорными рабами Аллаха. С другой стороны, предание сохранило своеобразное езидское толкование изгнания Адама из рая. Но в любом случае, Тавус Малак не назван падшим ангелом.

История

Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны.

В Закавказье появились в основном в 1830-40-е гг.

В русской литературе первые сведения о езидизме привёл А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» (под Арзрумом Пушкин общался с езидским шейхом).

Езиды говорят, что они последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений. По словам езидов, один из самых сильных ударов со стороны захватчиков население получило во время арабского вторжения в регион, и ислам принёс езидам колоссальные страдания. Езиды рассказывают, что многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от Иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент», где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; там подробно описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч защитников города: это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам.

Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.

До принятия ислама основная масса курдов исповедовала, как и все арии, зороастризм и дозороастрийские культы (митраизм, маздеизм). С первых веков распространяется христианство. С началом экспансии арабов, начинается насильное распространение их веры, которая постепенно вытесняет прежние верования. Но шейх Ади и его суфийское братство сумело создать новое учение — смешение ислама и курдского язычества.

На протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского мира. По словам езидов, самым кровавым нашествием считается вторжение двух арабских феодалов — Омара ибн Хаттаба и Халида ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен и сотни тысяч насильно были исламизированы.

Это истребление езидов охватило территорию от Рехае (Урфа) до Сиирта. Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и уничтожения сбежавших в высокие горы собратьев-езидов.

Следует отметить, что об этих убийствах не рассказывают ни исламские и даже ни византийские источники, которые подробно писали о арабском завоевании Сирии и Ирака. И тем более, что по правилам исламского шариата немусульмане могли остаться в своей религии при оплате ежегодного налога (Джизья), см. Зимми и Люди Писания .

Таких примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:

В 13 в. из Мосула был похищен лидер езидов. Позже он был казнен, при этом его тело не было возвращено. В результате этого инцидента началась длительная многолетняя война. В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы и бежать в горы. Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.

В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, в которой погибло множество езидов.

1640—1641 гг. Езидские деревни около г. Мосула были разграблены, и после этого турецкий правитель Диарбакыра Ахмад Паша развязал войну с езидами, вторгшись с 70 000-ой армией. Езиды понесли большие потери.

1647—1648 г. Наследственный правитель Шейхана, Шейкх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси Паша, под личным командованием напал на езидов с многочисленным вооруженным отрядом. Вооруженные силы езидов потерпели поражение в этой битве и вместе с Шейхом Мирзой были захвачены. Позже он был казнен через повешенье правителем города Вана.

1715 г. Турецкий правитель Багдада, Хасан Паша, атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан Паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью Арабу Будоинскому, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.

1733 г. У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.

1752—1754 г. Множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.

1767—1768 гг. Оттоманский правитель Мосула, Амин Паша, послал своего сына с очень сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец.

Но когда было отдано всего лишь восемьдесят овец, оттоманцы начали атаковать и убили большое количество езидов.

1770—1771 гг. Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против оттоманского управления было подавлено, результат — массовое истребление езидов.

1773—1774 гг. Оттоманский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.

1779 г. Оттоманский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.

1785—1786 г. Оттоманский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побежден и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.

1786—1787 гг. Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.

1789—1790 гг. Бедуин Араб из племени Таии взял верх над областным управлением Шейхана и убил Чоло Бека. Впоследствии началась новая битва и арабское войско понесло большие потери.

1790—1792 гг. Бедуин Араб из племени Таии атаковал Шенгальскую область. Исмаил Паша столкнулся с Кансар Бегом в Шейхане и поместил его в тюрьму. Позже Чоло Бег, сын Хасан Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил и казнил его через повешение.

1792—1793 гг. Оттоманский правитель Мосула, Мухамад Паша, сжег восемь езидских поселений в области Шенгал.

1793—1794 гг. Правитель Мосула снова атаковал Шенгальскую область Минкар для того, чтобы наказать езидов, но потерпел поражение в битве.

1794—1795 гг. Оттоман послал Сулеймана Пашу в Синкарскую область. Вся эта область была сожжена и разрушена. Войска Сулеймана Паши разграбили эту местность, похитили 60 женщин и украли 600 голов домашнего скота.

1799—1800 гг. Абд эл-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.

1802—1803 гг. Правитель Мосула, Али Паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины атаковали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса были сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены принять оттоманскую власть.

1809—1810 гг. Оттоманский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), атаковал Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.

После 1832 г. езиды были подвергнуты наиболее жестоким мерам, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега — лидера езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты.

1832—1833 гг. Наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал езидов в области Анкары. После совершённых массовых убийств в верхней области Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаиль Паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.

1833—1834 гг. После завоевания части Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.

1838 г. Оттоманский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала.

1838 г. Оттоманский правитель Мосула, Таияр Паша, атаковал Джабалскую область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги Оттоманам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на оттоманцев из засады. Таияр Паша понес огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул. После этого езидов не трогали до 1890 года.

1890 г. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в оттоманскую армию. Дважды напав на езидов и увидев их сопротивление, оттоманская власть перестала забирать в армию езидских мужчин. Но, к сожалению, эта мирная эра длилась недолго.

1892 г. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Паша Омар Вахби со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалиш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет. В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Оттоманской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в оттоманскую столицу.

1914-1918 гг. Езиды пришли к выводу, что Первая мировая война — благоприятная возможность восстать и освободиться от террора оттоманской власти. Это было время, когда армяне решили восстать[источник не указан 44 дня], создали вооружённые формирования, и начали нападать на турецкие и курдские селения[источник не указан 44 дня]. Езиды поддержали это восстание, видя во вторгшихся русских солдат союзников.

В этой войне езиды сражались вместе с армянами, среди военачальников были езиды, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир Ага: в столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500)[13][14] конницей, состоящей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна, и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате. В которой Османская армия потерпела сокрушительное поражение и прекратила дальнейшее наступление на Армению.

Согласно езидскому преданию, не имеющего источников, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов — с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне, официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в республики Закавказья — в Армению и в Грузию, где и обрели для себя вторую родину, в которой и проживают по сей день.

Но ко всему этому хочется ещё добавить, что первое появление курдов в Закавказье датируется XII веком. В XII веке курды переселялись в Грузию со своими семьями. Были 2 брата, православных курда, феодалы Иване и Захария Мхаргрдзели, которые являлись военачальниками при царице Тамаре и воевали, защищая южные рубежи Грузии от Ширван Шаха (современный Азербайджан) и Румского султана (часть современной северо воосточной Турции); их потомки впоследствии ассимилировались среди грузинского населения.

Второе появление курдов в Грузии датируется 1770 годом, когда один из представителей езидских вождей — Чобан-Ага — с письмом обратился к Грузинскому царю Ираклию II. Он просил взять под свою опеку езидов, дабы избежать исламского удара. Чобан-Ага обещал признать грузинского царя царём езидов и в письме клялся, что ополчение езидов по первому же требованию царя Ираклия Второго, будет участвовать в боях против турок. Как явствует из архивных материалов, царь Грузии ответил Чобан-Аге письмом, в котором отмечал, что из-за существующих в стране проблем пока не в состоянии оказать поддержку. Но вопреки всему, чуть позже небольшая часть езидов, около 2 тысяч человек, всё же перешла в Грузию, на тот момент в Карскую область, которая на тот период входила в Тбилисскую губернию, ну а на территории Армении курды проживали с незапамятных времён.

Помимо всего этого езидов считают последователями Язида Муавии, араба по происхождению. В годы правления Язида второй сын Али, Хусейн, получил от жителей Куфы предложение с их помощью овладеть халифатом. В 680 году он выехал из Медины со всей своей семьёй и небольшим отрядом слуг. Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город. Хусейн попал в западню в Кербеле, в 40 км от Куфы. Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды. Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда, он был уверен, что с ним не могут поступить слишком сурово. Через десять дней его лагерь был взят штурмом. Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими. Его голову отправили в Дамаск, ко двору Язида.

Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов. Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство, как Язида Муавии. Хусейн был любимцем своего деда — Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как Мухаммед целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида, как голова какого-нибудь преступника. Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило оппозицию Омейядам, а «мученичество в Кербеле» быстро обросло самыми скорбными подробностями. С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов, приверженцев дома пророка. После смерти Хусейна это направление стало быстро развиваться. Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в своих принципах и духовных основах.

Стоит также отметить родовую связь Язида и Ади, который принадлежал к династии Омейадов.

Традиционная культура

Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестаёт быть езидом. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша. Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров.

  • Пир (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель. В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие.
  • Шейх
  • Мурид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трёх каст езидской общины. В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своим шейху и пиру.

Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) Великий пост в честь Эзида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования.

Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) — ныне соблюдаются редко.

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Фольклор — молитвы, сказания, песни. Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религ. церемониях используется барабан (даф).

Праздники

  • Сарсал — первый день Нового Года
  • Чаршама Сор
  • Клоч
  • Айда Рожиен Эзид
  • Рожие Ходане мале
  • Рожие Шешамс
  • Айда Челе Хавине
  • Айда Джемайе или Джемайи Лалеш
  • Айда Хедер Наби и Хедер Айлас
  • Айда Беленде
  • Айда чле Зевестане

Известные езиды

  • Джангир-ага — полководец, национальный герой езидского народа
  • Полатов, Файзо Рашидович — общественный деятель, Президент ЯООО «ЕЗИДЫ»
  • Сиабандов, Саманд Алиевич — герой Советского союза
  • Поладов, Арсен Рашидович — актёр, педагог, режиссёр.
  • Усоян, Аслан Рашидович (дед Хасан) — криминальный авторитет.
  • Пивази, Гоча Аскарович — председатель езидской диаспоры, г. Сургут, ХМАО.
  • Алоян, Михаил Суренович — боксер, чемпион мира.
  • Амар Сулоев — боец смешанного стиля

См. также

  • Зукри
  • Ахтиаре Марге

Литература

  • Березин И. Н. Езиды. М., 1854
  • Омархали Х. Йезидизм. Из глубины тысячелетий. СПб., 2005
  • Полатов Д. Р. Езиды. Религия и народ. М., 2005.
  • Allison С. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. L., 2001
  • Frank R. Sheikh ‘Adi, der große Heilige der Jezidis. B., 1911
  • Kreyenbroeck, Ph.G. Yezidism: its Background, Observances and Textual Tradition. N.Y., 1995
  • Omerxalî X. Êzdiyatî: Civak, Sembol, Rîtûel (Езидизм: Общество, Символ, Ритуал). Istanbul, 2007.
  • Пирбари Д. Езиды Сархада, Тбилиси-Москва, 2008
  • Ph.G. Kreyenbroek in collaboration with Z. Kartal, Kh. Omarkhali, and Kh.J. Rashow. Yezidism in Europe: Different Generations Speak about their Religion. Wiesbaden, 2009.
  • Omerxalî X. bi hevkariya Xankî K. Analîza Qewlên Êzdiyan. Li ser Mesela Qewlê Omer Xala û Hesin Çinêrî [Анализ езидских религиозных гимнов. На примере религиозного гимна Омар Хала и Хасен Ченери]. Avesta, Istanbul, 2009.
  • Езиды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8


Похожие посты

Новинка от КАМАЗа-5490-S5: автопоезд в составе седельного тягача

Avtor

Дюны времен ледникового периода: на 60-метровой глубине нашли древние песчаные структуры

Avtor

Новый экзоскелет поможет человеку поднять груз весом 90 килограммов

Avtor
Adblock
detector