Образование

Что такое аллитерация?

Аллитерация явля­ет­ся раз­но­вид­но­стью фигу­ры в поэ­ти­че­ской речи.

Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ский при­ём повто­ра соглас­ных зву­ков в худо­же­ствен­ной речи, уси­ли­ва­ю­щий её образ­ность и выра­зи­тель­ность.

Художник сло­ва, созда­вая свое про­из­ве­де­ние, стре­мит­ся все­ми воз­мож­ны­ми лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми и сти­ле­вы­ми сред­ства­ми создать яркую образ­ную кар­ти­ну, воз­дей­ство­вать на ауди­то­рию чита­те­лей и вызвать опре­де­лен­ный отклик. Для это­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фигу­ры худо­же­ствен­ной речи.

Понятие фигу­ры вклю­ча­ет в себя син­так­си­че­ские и сти­ли­сти­че­ские кон­струк­ции, осно­ван­ные на повто­ре­нии отдель­ных зву­ков, слов, сою­зов, несу­щих основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в худо­же­ствен­ном тек­сте. Такой спо­соб выде­ле­ния слов назы­ва­ет­ся повто­ром.

Повторы могут быть обра­зо­ва­ны повто­ре­ни­ем зву­ков раз­лич­ных кате­го­рий  — соглас­ных и глас­ных или их соче­та­ни­ем. Если худож­ни­ком сло­ва в тек­сте поэ­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния наме­рен­но исполь­зу­ет­ся повтор соглас­ных зву­ков, тогда речь идет об алли­те­ра­ции

Аллитерация рож­да­ет осо­бые фоне­ти­че­ские эффек­ты в худо­же­ствен­ном тек­сте, что уси­ли­ва­ет его образ­ность и созда­ёт яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля от нари­со­ван­ной поэ­ти­че­ской кар­ти­ны.

Например, чита­ем у Сергея Есенина:


Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снеж­но­го шума.

Повтор сви­стя­ще­го соглас­но­го зву­ка [с] в пер­вой стро­ке рож­да­ет ими­та­цию сви­ста зим­не­го холод­но­го вет­ра. Во вто­рой стро­ке сти­ха повто­ря­ет­ся шипя­щий соглас­ный [ш], кото­рый при­зван создать у чита­те­ля яркое впе­чат­ле­ние шеле­ста быст­ро пада­ю­ще­го сне­га или сте­лю­щей­ся позем­ки, густой мете­ли.

Аллитерация

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их и созда­вая осо­бый эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клоко­ча и клубясь…



Подобна лилии кры­ла­той,
Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное зна­че­ние.

Бей, бара­бан!
Барабан, бара­бань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Читая эти стро­ки, мы как буд­то в самом деле слы­шим бара­бан­ную дробь. Этого эффек­та поэт дости­га­ет повто­ре­ни­ем зву­ков «б» и «р», с помо­щью кото­рых он дости­га­ет ими­та­ции бара­бан­но­го боя.

Били копы­та,
Пели буд­то:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.


В сто сорок солнц закат пылал…


Я сра­зу сма­зал кар­ту буд­ня,
плес­нув­ши крас­ку из ста­ка­на;
я пока­зал на блю­де студ­ня
косые ску­лы оке­а­на.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и про­чтем:

Город во мгле засы­па­ет,
Серп сереб­ри­стый воз­ник,
Звездами снег осы­па­ет
Твой ворот­ник.


Здесь у каж­до­го мысль дво­я­кая,
Здесь, ездок, торо­пи коня.
Мы прой­дем, кошель­ком не звя­кая
И брас­ле­та­ми не зве­ня.


Ресницы, рес­ни­цы,
скло­нен­ные ниц.
Стыдливостью рес­ниц
Затменные — солн­це в вен­це стрел!


А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болот­ной глу­ши
Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камы­ши.


Ветер, Взморье. Вздохи вет­ра.
Величавый воз­глас волн.
Буря близ­ко. В берег бьёт­ся
Чуждый чарам чер­ный челн.

Как определяют аллитерацию?

Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. Что значит аллитерация и как она определяется?

Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:

  1. Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
  2. Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.

Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.

Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?


Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.

Примерами могут служить такие поговорки:

  1. «Шила в мешке не утаишь».
  2. «Тише едешь – дальше будешь».
  3. «Твоя неделя – Меля, Емеля».
  4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.

Примером можно считать такие скороговорные выражения:

  1. «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
  2. «За домом трава, на траве лежат дрова».
  3. «Чук чуки чук».

Проявление аллитерации в художественной литературе

Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.

Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:


  1. «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
  2. «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
  3. «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).

Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:

  1. «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». ( М. Булгаков).
  2. Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.

Значение термина аллетирацияЗвуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.

Примером могут служить такие лозунги:

  • Чупа-Чупс»;
  • «Кока-кола»;
  • «Брук-Бонд».
  • Елки-Палки».

Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.

Как трактуется термин аллитерация?

Что значит аллитерацияАллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.

В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.

Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.

Определение


Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:


— Шила в мешке не утаишь.

— Тише едешь – дальше будешь.

— Мели, Емеля – твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— На дворе трава, на траве дрова.

— Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями – главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания – звонких, глухих, шипящих и т.д. – имеет ритмическую функцию:

— Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

— Вот дыра у ребра – это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.


«>Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация – способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности – формальной, но удивительно впечатляющей:

— Леса – лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

— Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

— Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

— Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

— Мело, мело по всей Земле… (Б. Пастернак).

«>Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).«>

Тавтограмма, или инициальная аллитерация


Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

— Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки – тавтограммы:

— Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку – понес продавать, просил полтинник – получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное – смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина – признак высочайшего поэтического мастерства.«>

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью – здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

— Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

— Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».«>Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки – величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример – в «Преступлении и наказании». «>Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» – Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович – суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова – удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

— «Крошка-картошка», «Чупа-Чупс», «Наши-мамаши», «Елки-Палки».

— «Брук-Бонд» – Будь на высоте!

— Пора пить пиво!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

— Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

— Жаропонижающий жаждоутолитель.

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

— Comet. Очищать и защищать!

«>

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные – «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский – это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.


Похожие посты

Плакат "Берегите воздух" 3 класс окружающий мир

Glavnii

Оксиды меди ii порошок осч. 9-2, свойства, применение

Glavnii

Как расшифровывается загс по буквам? | SpravkaNew

Glavnii
Adblock
detector