Образование

Что такое этнос – понятие, виды, примеры народов и этнические отношения

ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА

Чтобы попытаться понять сущность современных этнических проблем, необходимо более подробно остановиться на предмете изучения — этносах и описать этническую структуру человечества.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном обсуждении, чаще мы говорим о нациях, народностях, народах, о национальных отношениях, национальных проблемах.

Слово «этнос» является греческим по происхождению и обозначает «племя», «народ», «группа людей», «род». В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Различные ученые по-разному определяют те признаки, которые составляют понятие «этнос». В науках, изучающих национальные отношения, понятие «этнос» является центральным. Этносы — один из древнейших типов общностей людей.


Этнос — это естественно сложившийся коллектив людей со своими стереотипами поведения, особенностями культуры, психики, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам: «мы» — «они».

От слова «этнос» существует множество производных.Основа слова «этно» используется чаще всего в значении «народный». Широкое распространение получили термины «этнический» (ethnic), «этничность» (ethnicity), но и они имеют в западной науке особое значение и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам. В западной науке значение слова «этнос» крайне редко употребляется в качестве термина; в русском языке термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос».

Понятие «этнос» в русской этнологии часто соотносят с понятием «народ». Слово «народ» имеет несколько значений:

  1. население какой-либо страны;

  2. трудящиеся, просто группа, толпа людей (в выражении: на улице много народу и т. п.);

  3. в значении «этнос», «этническая общность».

Есть еще и другие понятия, такие как субэтнос и суперэтнос. Субэтнос — это этническая система, являющаяся элементом структуры этноса. Суперэтнос — этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно на одной территории, и проявляющаяся в истории как целостность.

Каждый этнос обладает такой способностью, как саморегуляция, т. е. способностью развиваться в направлении,обеспечивающем существование и адаптацию к среде с наименьшими возможными затратами и потерями. Этнологи даже применяют меру устойчивости этноса — показатель, определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям.


Этносы (или этнические группы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания.

ТИПЫ ЭТНОСОВ

И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Этнос часто рассматривается как родовое понятие. Выделяют три исторически сложившихся типа этноса:

  1. род-племя (для первобытного общества);

  2. народность (для рабовладельческого и феодального обществ);

3) нация (для капиталистического общества). Отличительные черты этноса: физический облик,

географическое происхождение, хозяйственная специализация, религия, язык, жилище, одежда и пища.

Существуют базовые характеристики, общие для всех этносов:

  1. общий язык, религия;

  2. наличие территории, на которой проживает данный этнос (не всегда исполняется);

  3. общая материальная и духовная культура;

4) общие представления о территориальном и историческом происхождении;

5) общие оформленные представления о родине и государстве;

6) осознание членами группы своей принадлежности к этносу и основанное на этом чувство солидарности.

Закономерности этноса:


  1. поведенческие модели, которые типичны для всех членов этноса;

  2. поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально-политические и культурные модели определенных групп внутри этноса. Они регулируют отношения между различными группами внутри этноса.

Исторически первыми типами этнических общностей были роды и племена. Родоплеменные общности просуществовали в течение нескольких десятков тысяч лет, и, по мере усложнения общественной жизни, возникают новые типы этносов — народности. Они складываются на основе различных племенных союзов, проживающих на определенной территории.

Но позже эти процессы сменяются противоположными тенденциями объединения, консолидации в более целостную этническую систему — нацию. Нация — это тип этносов, консолидирующийся в единый организм прежде всего на основе общности экономической жизни.

В мире живет несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку и культуре, расовому облику.

Численность разных этносов весьма значительна. Так, численность крупнейших народов (китайцев, американцев США, русских, бразильцев…) превышает 100 млн человек.


ошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Существенны различия этносов и в социально-экономическом развития. Рядом сосуществуют высокоразвитые этносы и находящиеся еще на стадии первобытности. Каждый народ говорит на особом языке, хотя бывает, что один и тот же язык используют несколько этносов или, наоборот, один этнос говорит на нескольких языках. Вместе с тем многие языки родственны между собой. Значителен также диапазон сходств и различий в культуре разных народов.

К этносу также применимы такие понятия, как ассимиляция, консолидация, интеграция, миксация. Например, межэтническая интеграция – процесс взаимодействия народов, не связанных родством, в ходе которого возникает новый этнос.

Этносу также присуща социализация, которая происходит с помощью таких институтов, как школа, окружение человека, религиозные институты, семья и др.

Неблагополучные факторы развития этноса:

  1. высокий уровень детской смертности;

  2. высокая смертность взрослых;

  3. распространение респираторных инфекционных заболеваний;

  1. алкоголизм;

  2. большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, отказа родителей от воспитания детей;

  3. низкое качество жилья, скученность;

  4. социальная пассивность;

  5. высокий уровень преступности, включая подростковую;

  6. безработица.


ЭТНОНИМЫ

Все этнокультурные общности идентифицируются своим названием. Иногда самоназвания отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе. Их два вида — эндоэтнонимы и экзоэтнонимы.

Эндоэтнонимы — это самоназвания, которые группа сама присваивает себе. Экзоэтнонимы — это названия, данные извне в ходе культурных контактов, административного управления или предложений, сделанных учеными.

Например, ирокезы — это название, первоначально данное индейцами-алгонкинами своим соседям и сообщенное европейским колонистам. Термин «бушмен» долго использовался колониальной администрацией, а затем и учеными для обозначения аборигенов, проживающих в лесистой саванне Южной Африки. Наименования чеченцы и ингуши происходят от названий населенных пунктов Чечен-аул и Ангушт на территории бывшей Российской империи; узбеки, ногайцы — от личных имен ханов кочевых племенных группировок; грузины — от искаженного имени Св. Георгия (Гурджи).

Названия ряда народов утвердились на основе географических и политико-административных терминов и прочно вошли в самосознание. Иногда ранние племенные самоназвания означают на соответствующих языкахпросто «люди» («ненец», «нивх», «айну», «инуит») и др. Очень часто народы на родном языке свое название произносят иначе: грузины называют себя картвели, армяне — хай и т. д.


Активисты этнополитических движений иногда выступают за смену названий народов в пользу «исконных», особенно если этнонимы имеют какое-либо негативное значение (например, «эскимосы» — «те, кто ест сырое мясо»). Иногда переименования совершаются без особых мотиваций, исключительно в целях дистанцирования от политических режимов (например, смена названия «якуты» на новое самоназвание «саха»).

ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОСА

Существует несколько основных подходов к изучению этноса.

Примордиализм — возник в XIX в. в Германии. Основатель примордиалистского (от англ. — «изначальный», «исходный») подхода — Ю. В. Бромлей. Этничность безусловна и не подвержена изменениям. Подход разделяется на два направления: природное и эволюционно-историческое:

  1. возникновение этничности объясняется с помощью эволюции. Основное понятие подхода — непотизм — альтруистическое поведение, которое уменьшает вклад отдельного индивида в генотип следующего поколения, но увеличивает вероятность передачи генов этого индивида непрямым путем;

  2. эволюционно-историческое направление, согласно которому этнос — это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение. Этнос обладает общими, относительно стабильными ценностями культуры и психики.


    ык выступает не только условием формирования этноса, но и итогом этногенеза. В соответствии с этим подходом существование этнической группы может быть определено объективно; этнические группы также можно объективно отличить от других социальных и биологических сообществ типа классов, сословий, конфессиональных групп, рас, каст и т. д. Этнические группы рассматриваются как базирующиеся на культурном единстве и, следовательно, как онтологически реальные.

Инструментализм. В его рамках этничность рассматривалась в качестве инструмента, используемого политическими лидерами для достижения своих интересов, в борьбе за благосостояние, статус, власть. Существенной чертой всех инструменталистских теорий является их опора на функционализм и прагматизм. Этничность — это продукт этнических мифов, которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определенных выгод и получения власти. Культурные особенности, ценности и деятельность этнических групп являются орудиями элиты, используемыми для достижения этих целей. Ради реализации на практике идей равенства, справедливости и человеческого достоинства этнические группы поддерживают элиту в ее устремлениях, мобилизуясь на их осуществление. Подход ориентирован на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами.

Конструктивизм (США, Канада, Австралия). Его появление объясняется отсутствием в этих странах естественной укорененности этносов за исключением коренных индейских племен и племен австралийских аборигенов.


гласно конструктивистскому подходу этничность представляет собой интеллектуальное построение, создаваемое писателями, учеными, политиками. Для конструктивизма этничность — вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Этнос в конструктивизме — это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации. Признаком этнической общности является представление или миф об общей исторической судьбе этой общности.

Современная этнология, основанная на философии постмодернизма, идет еще дальше и подчеркивает неопределенность, бесконечность и текучесть этничности. Сейчас используется самое широкое определение этноса, подчеркивается значение субъективного психологического аспекта рассмотрения проблемы: коллективного сознания, мифологии, воображения.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА. ТЕОРИЯ ПАССИОНАРНОСТИ Л. Н. ГУМИЛЕВА

В современной российской этнологии существуют две радикально различающиеся друг от друга теории этноса.

Автором одной из них является Л. Н. Гумилев, который рассматривает этнос в качестве природного, биологического явления. По Гумилеву, этнос — это биофизическая реальность, облаченная в ту или иную социальную оболочку, это биологическая характеристика. Этнос — явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом. При этом человек — это еще и часть биосферы нашей планеты. Своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой. Наступление такого экологического кризиса является одной из причин гибели этносов.


Другой сущностной характеристикой этноса является его тесная связь с энергией. Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных процессах. Источник энергии — Солнце, космические излучения и радиоактивная лава в недрах Земли. Гипотеза Гумилева заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то вида космического излучения повышенной активности. Это свойство Гумилев назвал пассионарностью, а людей — носителей этого свойства — пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором — нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА


При классификации этносов наиболее объективными и простыми являются демографические характеристики, прежде всего численность. Отметим в связи с этим, что численность народа не только характеризует его размеры, но и отражает его этническую историю. Количество нередко и здесь переходит в качество; формирование и развитие крупных народов обычно значительно отличается от формирования и развития мелких этносов. Взаимодействие народов и развитие этнических процессов во многом определяется численным соотношением контактирующих групп. При исследовании этнических процессов количественные соотношения обычно рассматриваются в тех или иных территориальных рамках (административных границах).

По данным на 1983 г., в мире существовало 7 народов численностью свыше 100 млн человек: китайцы (1 млрд человек), хиндустанцы (св. 200 млн человек), американцы США (180 млн), бенгальцы (св. 160 млн), русские (ок.150 млн), бразильцы (ок.. 130 млн), японцы (ок. 125 млн). Эти народы составляют более 40 % всего населения Земли. Ещё 11 народов, каждый из которых насчитывает от 50 до 100 млн человек, составляют 16 % населения планеты. В то же время 170 народов численностью от 1 до 5 млн человек представляют 8 % населения человечества. На Земле существуют этносы, насчитывающие несколько тысяч и даже сотен человек (например, ижорцы — народ финской группы, проживающий на территории Ленинградской области, насчитывает 600 человек, или юкагиру в Якутии — 800 человек).

Возникает вопрос об исторической перспективе самых малочисленных этносов: не ожидает ли их полное поглощение более крупными этносами? Возможность поглощения (ассимиляции) малочисленных этносов более крупным, безусловно, существует; более того, это явление происходило на протяжении человеческой истории и происходит сейчас. Однако этот процесс ассимиляции довольно длительный и, случается, малочисленный этнос уже почти полностью интегрируется в окружающую его этническую группу в культурно-языковом плане, но и течение многих поколений сохраняет этническое самосознание. Во многих странах мира под эгидой ООН и ЮНЕСКО проводятся мероприятия по сохранению малочисленных этносов.

Осуществив классификацию этносов по их численности, мы пока не коснулись другой важной стороны проблемы: динамики численного состава этносов. В одних этнических группах происходит бурный прирост их численности, численность других — стабилизировалась или увеличивается незначительно, для других — наоборот, характерно уменьшение. Причем распределение этносов по динамике их численность имеет ярко выраженныйтерриториальный характер. Наименьший прирост населения наблюдается в европейских странах, наибольший прирост населения характерен для стран Азии и Африки, несколько меньше — Латинской Америки.

ЭТНОС (греч. ethnos — группа, племя, народ) — межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие Э., как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и пост-советской этнографии. Основы теории Э. были заложены в 1920-х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов — изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А. С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей — племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подход к феномену Э. отличает работы Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы — особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями — пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие Э. отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи — наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие Э. оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие Э. употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.


Похожие посты

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ)

Glavnii

Сколько детей было у Екатерины II?

Glavnii

Что такое начальная форма слова? Как определить начальную форму слова? — Полезная информация для всех

Glavnii
Adblock
detector