Образование

Что такое оброк и барщина? Основные отличия повинностей

ОБРОК

от обрекать, обречь) — термин, употребляемый в рус. ист. лит-ре для обозначения 2 форм феод. земельной ренты — продуктовой (натуральный О.) и денежной (денежный О.). Существование для этих форм ренты общего названия отражает их сходство, определяемое тем, что обе они предполагали присвоение феодалом прибавочного продукта (или его ден. эквивалента), к-рый был произведен внутри крест. х-ва (в отличие от барщины, при к-рой феодал присваивал прибавочный труд крестьянина вне пределов крест. х-ва). На этой же основе возникло понятие оброчного х-ва (в противовес барщинному х-ву), подразумевающее такую экономич. систему, в к-рой гл. методом эксплуатации крестьянства было взимание натуральных и ден. О. (в том или ином их сочетании).

О. встречался в феод. х-вах всех типов и на всем протяжении истории феодализма, хотя его роль на разных стадиях развития была неодинаковой. В период генезиса феодализма О. (преим. натуральный) выступал как одна из начальных форм эксплуатации крестьянства.


своему происхождению он представлял трансформацию либо раннесредневековой дани, либо различных позем. платежей, сохранявшихся от античной эпохи. Взимание О. в этот период, когда класс феодалов экономически и политически был еще слаб, являлось наиболее доступным способом эксплуатации крестьянства, не требовавшим ни разветвленного аппарата принуждения, ни ломки сложившихся форм с.-х. производства. Отсюда широкое распространение О. на этом этапе во всех странах — как на Западе, так и на Востоке. В период расцвета феодализма в тех странах Европы, где в пределах вотчины возник домен и сложилось барщинное х-во, роль О. временно отступает на второй план. После отказа сеньоров от барщинного х-ва О. (натуральный или денежный) становится здесь осн. формой эксплуатации крестьянства. Главенствующую роль играл О. в период расцвета феодализма и в странах В., где он выступал чаще всего в виде гос. налога как централизованной формы зем. ренты. Широкое распространение О. на этом этапе объяснялось рядом обстоятельств. Взимание О. не требовало применения к крестьянину наиболее грубых форм внеэкономич. принуждения, т. к. оброчная система, в отличие от барщинной, позволяла крестьянину распоряжаться всем своим рабочим временем и с этой точки зрения была для него сравнительно менее обременительной. Кроме того, поскольку развитие оброчной системы в этот период было тесно связано с проникновением товарно-ден. отношений в земледелие, для принуждения крестьянина к несению О.

азывалось достаточным «… силы отношений вместо непосредственного принуждения и постановления закона вместо плети» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 358). Ни массовое прикрепление крестьян к земле, ни мн. другие формы ограничения их личной свободы (см. Крепостное право, Серваж) не были, т. о., обязательны для оброчной системы. В то же время она создавала возможность для сеньоров увеличивать норму эксплуатации, т. к. позволяла умножать число статей обложения крестьян, облегчала взимание ренты с мелких держаний (не способных к несению барщины) и т. д. В период разложения феодализма О. (преим. денежный) оставался почти повсюду гл. видом крест. обложения. Исключение представляли в Европе страны т. н. «Второго издания крепостничества».

Лит. см. при статьях Барщина, Вотчина, Земельная рента, Коммутация.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.

Оброк в России. В 9-11 вв. с развитием феод. землевладения в Киев. Руси продуктовый О., первоначально в виде дани, наряду с барщиной, стал осн. формой эксплуатации крестьянства. В 13-14 вв. натуральный О. получил преобладание. В связи с этим неск. возросла экономич. самостоятельность крестьян и усилилось имуществ. неравенство в их среде. В 14-1-й пол. 15 вв. в берестяных грамотах, открытых А. В. Арциховским, отмечена тенденция, вероятно, по инициативе крестьян, к точной записи величины О. с тем, чтобы пресечь поползновения феодалов к его увеличению.


нако с кон. 15 в. с развитием товарно-ден. отношений рос не только продуктовый, но и ден. О. Массовые упоминания ден. О. зафиксированы в Новгород. писцовых книгах кон. 15 — нач. 16 вв. Утверждение поместной системы и заведение собств. барской запашки приводят в 16 — нач. 17 вв. к господству барщины в сочетании с натуральным О. К натурализации повинностей вели и такие бедствия, как «хозяйственное разорение» 3-й четв. 16 в., голод 1601-03 и последующие события «смутного времени». Перевод крестьян с О. на барщину нередко являлся причиной крест. волнений (в Иосифо-Волоколамском монастыре в 1594-95, в Ново-Девичьем монастыре в 1603 и т. д.).

В 17 — 1-й пол. 18 вв. среди владельческих крепостных крестьян преобладала барщина, среди дворцовых, патриарших и гос. крестьян — натуральный и частично ден. О. Ко 2-й пол. 18 в. определяются р-ны преобладания О. и барщины: к первым относится нечерноземная, промысловая полоса, ко вторым — черноземная губ. Формируется и категория оброчного крестьянства, поглощающая бобылей, детенышей, задворных людей и др. Во 2-й пол. 18 в. в связи с развитием крест. промыслов и торговли получает широкое распространение ден. О. Гос., дворцовые (с 1797 — удельные), экономич. крестьяне, помимо налогов, платили О. В 19 великоросс, губ., по данным В. И. Семевского, во 2-й пол. 18 в. было: в нечерноземных губ. — 55% оброчных, 45% барщинных крестьян, в черноземных — 26% оброчных и 74% барщинных. Ден. О. во 2-й пол. 18 в. тесно связан с отходничеством. Обеспечивая относит. экономич. свободу крестьянина, ден. О. ускорял процесс расслоения крестьянства. Поэтому во 2-й пол. 18 в. вопрос о ден. О. и барщине приобрел исключительно большое значение в клас. борьбе крестьян против помещиков.


Общая тенденция к повышению доходности помещичьих имений обусловливала во 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. постоянный рост ден. О. По данным Семевского, ден. О. в среднем возрос с 1-2 руб. в 60-х гг. 18 в. до 5 руб. в кон. 18 в. Как показали Н. Л. Рубинштейн и Л. В. Милов, эти цифры должны быть повышены. Крест. движение кон. 18 в. было вызвано не только возрастанием ден. О., но и обозначившимися к этому времени массовыми попытками помещиков к переводу крестьян с ден. О. вновь на барщину. Эти колебания отражали попытки помещиков изыскать пути для повышения своих доходов в условиях, когда уже началось разложение феодализма. В 1-й пол. 19 в. установилась система смешанных повинностей, включавшая в себя как ден. О., так и барщину. По подсчетам И. Д. Ковальченко, с кон. 18 в. по сер. 19 в. ден. О. увеличился более чем вдвое, значительно опережая повышение доходов от земледелия и промысловых заработков. Такое резкое повышение О., особенно в 1-й трети 19 в., начинало серьезно тормозить развитие хоз. деятельности оброчного крестьянства, знаменуя собой наступление кризиса феод. формации. После крест. реформы 1861 О. сменила система выкупных платежей.

Лит.: Ленин В.


, Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., кн. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Новые данные по истории рус. крестьянства XIV-XV вв. в Новгород. берестяных грамотах, в кн.: Вопросы истории сел. х-ва, крестьянства и революц. движения в России, М., 1961; Горский А. Д., Очерки экономич. положения крестьян Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сел. х-во на Руси в период образования Рус. централизов. гос-ва. Кон. XIII — нач. XVI вв., М.-Л., 1965; Корецкий В. И., К истории формирования крепостного права в России, «ВИ», 1964, No 6; Сахаров А. Н., Антикрепост-нич. тенденции в рус. деревне XVII в., «ВИ», 1964, No 3; Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881 — 1901; Рубинштейн Н. Л., Сел. х-во России во второй пол. XVIII в., М., 1957; Ковальченко И. Д., Крестьяне и крепостное х-во Рязанской и Тамбовской губ. в первой пол. XIX в., М., 1959; Милов Л. В., Об изучении роста оброка в России во второй пол. XVIII в., «НДВШ ИН», 1961, No 1; Рындзюнский П. Г., О мелкобурж. укладе в России XIX в., «ИСССР», 1961, No 2.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Что называлось оброком


Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину. Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось «из излишков производства».

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов. Это понятие имело название «отдачей в оброк». В лесах можно было охотиться, в реках — рыбачить, а на свободных землях — высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты.

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным, а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.

Налоги средневековой и древней Руси - барщина и оброк: это сколько и чем отличаютсяНатуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.


В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной. Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру: крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем, и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Что собой представляет барщина

Барщина — это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку, что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие — рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику, на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:


  1. Только физическая деятельность. Феодалы даже не взирали на возраст крестьян, заставляя трудиться как стариков, так и детей. Им было главное, получить выгоду от своих крепостных.
  2. Трудовая деятельность на землях феодала была полностью бесплатной. Целый день люди трудились, а домой возвращались ни с чем.
  3. От барщины никто не имел освобождения. По факту — это особая форма трудовой повинности с самого рождения, выполнение которой было беспрекословным.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

Барщина:

  • Крепостные крестьяне отрабатывали барщину совершенно бесплатно, используя личные инструменты и приспособления.
  • Беднякам приходилось трудиться не только во благо феодала, но и церковных учреждений, монастырей, школ.
  • В основном повинность основывалась на сельскохозяйственной деятельности крестьян. Хотя они могли работать в доме феодала, прислуживая ему за столом, делая уборку, готовя пищу.

  • Барщина считалась более выгодной для феодалов, проживающих в селах. Поскольку у них была возможность самостоятельно устанавливать размер отработок.
  • Повинность делала крепостных крестьян полностью зависимыми от феодала. Они практические не имели прав, и хоть считались в теории свободными, на самом деле люди не могли изменить ситуацию, зачастую погибая под тяжким ярмом феодализма.

Оброк:

  • Крестьянам приходилось возвращать феодалу часть собранного урожая или вырученных денежных средств от его реализации.
  • Дань распространялась не на всех. Очень бедные крестьяне не имели возможности платить денежный оброк.
  • Предоставлялась возможность заниматься не только сельскохозяйственной деятельностью, но и другого рода промыслами.
  • Феодал имел право потребовать уплату дани наперед.
  • Повинность была более характерна для дворян, проживавших в городах.
  • В теории крестьяне считались свободными, тогда как на практике «ярмо феодализма» крепко их удерживало.

Отмена повинностей

Налоги средневековой и древней Руси - барщина и оброк: это сколько и чем отличаютсяНесмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.


Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине. Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Этот манифест запрещал принуждать крестьян к работе более чем три дня в неделю, и в воскресные дни. Указ Павла І одновременно носил религиозный и социальный смысл. С одной стороны, это запрет работы в воскресенье, когда нужно отдыхать и ходить в церковь, а с другой — возможность крестьянам вести самостоятельное хозяйство для собственной прибыли.

Труд и повинности крестьян

 

Крестьянская реформа 1861 года

Вывод

Именно барщина и оброчная система, как повинности феодализма, повлияли на то, что экономика государства существенно отставала в развитии от других европейских стран. 1861 год ознаменовался отменой крепостного права, а через два года оброк был упразднен. И пройдет много времени до того, пока экономическое и политическое состояние государства изменится к лучшему. Самим людям понадобится несколько десятилетий, чтобы изменить сознание, и окончательно разрушить феодализм.


Похожие посты

Что такое РИТЕЙЛ и РИТЕЙЛЕР — простой ответ что это, определение

Glavnii

Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки :: SYL.ru

Glavnii

Как выучить стихотворение наизусть

Glavnii
Adblock
detector