Образование

Художественные приемы в литературе: виды и примеры

ПРИЕМ литературный-включает все средства и ходы, которыми поэт пользуется при «устроении» (композиции) своего произведения.
Для разворачивания материала и создания образа человечество выработало за века определенные обобщенные способы, приемы, основанные на психологических закономерностях. Открыты они были еще древнегреческими риторами и с тех пор успешно используются во всех искусствах. Эти приемы называются ТРОПАМИ (от греч. Tropos — поворот, направление) .
Тропы-не рецепты, но помощники, наработанные и проверенные за века. Вот они:
АЛЛЕГОРИЯ
Иносказание, выражение отвлеченного, абстрактного понятия через конкретику.

3. АНАЛОГИЯ
Совпадение по сходству, установление соответствий.

4. АНОМАЗИЯ
Замена имени лица предметом.

5. АНТИТЕЗА
Контрастное сопоставление противоположностей.

6. АППЛИФИКАЦИЯ
Перечисление и нагромождение (однородных деталей, определений и т. д.) .


7. ГИПЕРБОЛА
Преувеличение.

8. ЛИТОТА
Преуменьшение (обратное гиперболе)

9. МЕТАФОРА
Раскрытие одного явления через другое.

10. МЕТОНИМИЯ
Установление связей по смежности, т. е. ассоциирование по сходным признакам.

11. НАЛОЖЕНИЕ
Прямой и переносный смыслы в одном явлении.

12. ОКСИМОРОН
Соотнесение по контрасту

13. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
Доказательство то обратного.

14. РЕФРЕН
Повтор, усиливающий выразительность или силу воздействия.

15. СИНЕГДОХА
Большее вместо меньшего и меньшее вместо большего.

16. ХИАЗМ
Нормальный порядок в одном и перевертыш в другом (гэг) .

17. ЭЛИПСИС
Художественно выразительный пропуск (некоторой части или фазы события, движения и т. п.) .

18. ЭФЕМИЗМ
Замещение грубого изящным.

ВСЕ художественные приемы одинаково работают в любом жанре и не зависят от материала. Их отбор и уместность использования определяются авторской стилистикой, вкусом и конкретным способом разработки каждой конкретной вещи. Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 8 класс
Задания.

1.Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И. А. Крылова по приведенным строкам.
1.1.«На задних лапах я хожу ».
1.2.«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
1.3.«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
1.4.«Избави, бог, и нас от этаких судей ».
1.5.«Великий человек лишь громок на делах».


5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

2.Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.
2.1.На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием.

2.2. «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

2.3. (Он ) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».

2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,
ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

2.5. Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Литературные приёмы, термины и определения, или что же такое — литература, набор команд и функций или всё-таки полёт мысли?

Вот пример литературных терминов:

АБЕРАЦИЯ – искажение чего-нибудь.
АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОР – реальная личность, создатель литературного произведения.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ — литературное течение (неоромантизм) в русской поэзии начала XX века. Это название придумал Н.С.Гумилёв для обозначения творчества группы поэтов, в которую входили А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие.
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АКТУАЛИЗМ — ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.
АЛЛЕГОРИЯ – вид иносказания. Отвлечённое понятие, воплощённое в конкретном образе: волк – жадность, лиса – хитрость, крест (в хрис.


АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АНАФОРА – повторение одних и тех же звуков, слов, или словосочетаний в начале каждой стихотворной строки.
АНЕКДОТ – жанр фольклора, короткий рассказ юмористического содержания с остроумной концовкой.
АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором описываются повадки и характерные черты животных.
АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИСИСТЕМА — системная целостность людей с негативным мироощущением.
АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
А.

ь, житейскую мудрость, нравоучение.

Это только на А…. В инете можно найти огромнейшие словари подобных определений, знание которых никак не поможет в создании литературного произведения. Оно может помочь только в одном случае: когда какой-то погружённый в себя профессионал-литератор настолько потеряет связь с действительностью, что начнёт говорить исключительно подобным языком. Вот тогда подобного человека можно будет понять, выучив данные словари. Но сразу могу сказать, что это будет очень плохой литератор: в отличие от врачей, юристов, экономистов и прочих -истов, литераторы говорят и пишут ДЛЯ людей, а значит — так, что бы их понимать было легко и комфортно любому нормальному человеку, а не только имеющему специальное образование.

Может, понять литературу поможет знание литературных приёмов?

Аллегория?
Автоэпиграф
Аллитерация
Аллюзия
Анаграмма
Анахронизм
Антифразис

Графика стиха

Диспозиция


Заумь
Звукопись
Зияние

Иносказание
Инскрипт

Кеннинг
Контаминация

Липограмма
Лирическое отступление
Литературная маска
Логогриф
М
Метафора
Макаронизм
Минус-приём
Мнимая проза

Неймдроппинг
Ненадёжный рассказчик
Нонсенс

Паронимы
Поток сознания

Риторическая фигура
Реализм (литература)
Реди-мейд
Реминисценция
Ропалический стих

Техноболтовня

Фигурные стихи

Цитата

Чёрный юмор

Эзопов язык
Эпиграф
Эвфемизмы

Как много слов, верно? стало яснее? вряд ли. Можно выучить те или иные определения, он они не приблизят нас к сути. Язык — это не швейцарские часы, скорее — это облако, живое, постоянно меняющееся. Кстати, какой приём я только что использовал?
Сравнение? Аллегория? Метафора? Иносказание?

Аллего?рия (от др.-греч. ????????? — иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Вроде подходит.

Мета?фора (от др.-греч. ???????? — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Вроде снова подходит.

Иносказа?ние — выражение, заключающее в себе скрытый смысл. И опять подходит!!!

Причём все эти определения подходят к описываемому случаю «с того или иного боку» ( это, кстати, так же литературный приём — цитата. Или анохронизм? Или иносказание?)


Суть в том, что литература — не мёртвый, строго заданный объект. Оно живое, постоянно меняющееся образование, в котором каждое слово может иметь несколько смыслов, в зависимости от контекста, и структурированию практически не поддаётся.

Поэтому вместо расшифровки всех этих терминов я попробую кое-что объяснить своими словами, и да простит меня читатель, если мои мысли не совпадут с существующими.

Что важно помнить любому, создающему художественное произведение, неважно, в устной или письменной форме?

1. Первое и самое важное ритм. Короткие, рубленные фразы — быстрый, стремительный стиль повествования. Слова-ядра, слова — молоты. Длинные, полные образов и иносказаний речи — река, неспешная, обволакивающая, несущая за собой.
2. Сравнения, они же метафоры, они же иносказания, они же аллегории — простые и чёткие, призванные украсить речь и сделать её более понятной, никак не наоборот.
3. Гиперболизация — преувеличение, искажение действительности в пользу выразительности, красочности речи.
4. Юмор. В любом виде украшает текст. Ирония, сакразм, сатира — всё, что угодно, главное — не переборщить: как изюминки в пироге, такие вещи должны встречаться изредка.
5. Ну и напоследок: важнейшим литературным приёмом я считаю чёткое понимание автором того, что он хочет сказать. В голове, а то и на бумаге всегда должен быть чётких план будущего произведения, выступления, речи. Готовый проект с вехами-тезисами, указывающими, где сменить ритм, где добавить выразительности, где позволить себе передышку в виде посторонних рассуждений. Как всегда, хорошая подготовка — залог успеха! как, собственно, в любом деле.


Похожие посты

Союзы как служебная часть речи. Сочинительные союзы и их роль в предложении :: SYL.ru

Glavnii

1 4 дюйма в мм — это сколько: расшифровка измерительных показателей при строительстве и ремонтных работах

Glavnii

3 класс: деление с остатком, примеры и пояснения :: SYL.ru

Glavnii
Adblock
detector