• Главная
  • Другое
  • Как выглядит английская булавка? — Полезная информация для всех
Другое

Как выглядит английская булавка? — Полезная информация для всех

Едва ли в наше время можно найти дом, в котором не было бы этого гениального приспособления. Сложно поверить, но когда-то маленькая английская булавка смогла изменить мир. И это мы говорим без всякого преувеличения. Сегодня этот уникальный предмет используется не только по своему прямому предназначению, но и в качестве стильного аксессуара.как выглядит английская булавка

Как выглядит английская булавка

Во избежание путаницы и неопределенности сразу опишем ее внешний вид. Конечно, трудно предположить, что кто-то ее еще не видел, но кто знает… Итак, английская булавка имеет форму металлической иглы, скрепленной со стержнем и закрытой специальной крышечкой. Сей нехитрый предмет предназначается для скрепления или закалывания частей одежды, или кусков ткани.английская булавка


История изобретения

А знаете ли вы, что только в России прижилось название «английская булавка»? Во всех других странах ее называют безопасной (safety pin). Любопытно, что различные приспособления, внешне очень похожие на привычную нам булавку, применялись народами Причерноморья еще три тысячи лет тому назад. Также к числу предшественниц safety pin относят древнеримскую фибулу, представляющую собой металлическую застежку, которую носили как украшение. Тем не менее, в привычном современном виде английская булавка появилась на свет благодаря американскому инженеру Уолтеру Ханту. Случилось это летом 1849 года.

Здесь, может быть, читатель удивится: как так случилось, что изобретатель — американец, а булавка называется английской? Как и многие другие изобретения, этот предмет появился на свет по воле случая. Однажды американец Уолтер Хант задолжал своему другу 15 долларов. С деньгами было туго, и, пытаясь найти способ отдать долг, он нервно крутил попавшийся ему в руки кусочек проволочки. Прошло где-то три часа, и в руках Ханта получилось некое подобие нынешней английской булавки. Уолтер вдруг понял, что если к популярнейшему во все времена металлическому изделию в форме петли с иглой приделать «замочек», в который можно будет спрятать острый конец, то в этом случае обладатель булавки может быть уверен, что он ее не потеряет. Увидев это изобретение, заимодатель не только простил Ханту долг, но еще и заплатил 400 долларов за уступку права на получение патента.

Этим товарищем был не кто иной, как Чарльз Роули, подданный Великобритании. Прозорливый англичанин не слишком верил, что патент в Штатах в 19 веке сможет защитить его права, а потому решил зарегистрировать его у себя на родине. Так и родилось название для новинки – «английская булавка», хотя вполне справедливо было бы называть ее «американской».


булавка английская со спиралью

Стильный аксессуар

В то время как суеверные люди носят этот предмет исключительно «от сглаза», представители различных субкультур использует его как модное украшение. Булавка английская со спиралью может быть частью нагрудного значка или, например, броши. Активнее всего в этой роли safety pin стали применять неформалы после середины двадцатого века, а началось все, как гласит легенда, с Ричарда Хелла, исполнявшего в ту пору роль солиста в группе Richard Hell & The Voidoids. Вначале их просто прикалывали к одежде и скрепляли с их помощью специально порванные джинсы. Но прошло какое-то время и английская булавка пришлась по вкусу дизайнерам-бунтарям, таким как Вивьен Вествуд, Джон Ричмонд и Александр МакКуин, и появилась на подиуме.

Применение булавок

При помощи булавок можно выполнить потайной шов, который должна уметь делать каждая швея. Данный атрибут — незаменимая вещь при изготовлении, ремонте одежды. Они бывают разных форм, разной длины. У каждой опытной швеи в арсенале всегда есть несколько разновидностей булавок. Также булавки необходимы для закалывания при раскраивании ткани, для примерок одежды, для стачивания деталей.


Английские булавки являются универсальным атрибутом любой портнихи. С их помощью можно фиксировать ткань и прочие материалы. Булавки были изобретены много столетий назад. Отличие английских булавок от обычных в том, что одна ее сторона закрыта крышечкой, куда спрятана острая часть. Это отличает булавки безопасностью использования.

При их применении важно учитывать их толщину и форму острия. При прокалывании нежной и тонкой ткани толстой иглой может остаться след, который уже ничем не устранить. Стальные английские булавки зарекомендовали себя как лучшие при использовании и хранении.

Популярные виды

Булавки имеют разный диаметр игл и разную длину, в зависимости от их назначения:

1. При сметывании тканей из шелка применяются булавки диаметром не более 0,5 мм.

2. При прокалывании грубых толстых тканей применяют толстые английские булавки в виде буквы Т. Их диаметр свыше 1 мм.

3. Фиксация тканей и продевание резинок. Диаметр от 0,5 мм и выше.

Наиболее часто швеи применяют стальные булавки, продающиеся наборами. Они имеют невысокую стоимость, достаточно прочные и тонкие.

Применение булавок намного сокращает время при сметывании деталей и значительно упрощает многие из операций при пошиве изделий. Также, делая первую примерку, можно быстро откорректировать детали выкройки. Наиболее распространена булавка 17 размера.

Типы булавок

Существует несколько типов булавок:

  • Портновские.
  • Английские.
  • Швейные.

Портновские булавки имеют вид небольших тоненьких гвоздиков. Их применение в большинстве случаев — это сметывание деталей ткани при пошиве или ремонте.

Английские булавки используются для продевания шнурков, для фиксации бантиков, брошей, аксессуаров. Данная булавка является универсальным атрибутом любой портнихи. С ее помощью можно фиксировать ткань и прочие материалы. На фото в статье проиллюстрировано, как выглядит английская булавка.

1. Булавки из меди или стали, изготавливаемые из проволоки, имеющей среднюю толщину. На их кончиках расположены шарики из стекла, металла или пластика. Булавки отличаются хорошей остротой и применяются для работы почти со всеми видами тканей, кроме шелковистых и тонких. Размеры: 20 и 17.

2. Булавки для работы с тонким шелком. Изготавливаются из тонкой проволоки, поэтому оставляют слегка заметные проколы. Размеры: 17 и 20.

3. Для трикотажных тканей применяют булавки с закругленными кончиками. Эти изделия не повреждают и не разрывают петли ткани, так как имеют способность проскальзывать между волокнами трикотажа. Размер булавок — 17.


4. Тонкие булавки, имеющие среднюю длину и шарик на кончике. Применяются для трикотажа и для легких материалов. Размер — 16.

5. Тонкие длинные булавки со стеклянными или металлическими головками. Размер булавок — 28. Используются при работе с тканями из нескольких слоев.

6. Для работы с тяжелыми видами тканей, например с драпом, используются булавки в виде буквы Т. Размеры: 20, 28.

7. Короткие булавки, имеющие металлические головки. Применяются для прикрепления бусинок и блесток. Булавки имеют размеры 8 и 12.

Какие булавки нельзя использовать?

Большинство булавок изготавливается из нержавеющей стали или меди. Те, что выполнены из меди, не ржавеют. Это хорошее преимущество, потому что ржавчина может оставить след на одежде или на ткани. Если чистую иглу оставить в сколотом виде в сырую погоду, на ней может образоваться ржавчина.

Не стоит пользоваться погнутыми, старыми или шершавыми булавками. Изделия необходимо держать в чистом виде в специальном футляре. Нежелательно втыкать их в подушечки, так как они быстро затупятся и будут повреждать ткань.

При работе на швейной машине следует обязательно удалить все булавки с ткани, так как игла швейной машины может попасть на булавку. После чего возможны неприятные последствия в виде повреждений лапки или поломки иглы. Также при поломке швейной иглы есть опасность, что кусочки от нее разлетятся в разные стороны.

Где хранить булавки

Булавки можно хранить в наборах, подушечках, наполненных абразивным материалом, на магнитах. Чтобы избежать их потери, хорошо подходят магниты. Но булавки при этом намагничиваются и начинают прилипать к ножницам или другим металлическим инструментам. Также в продаже есть магниты со специальной выемкой для хранения данных атрибутов.


Для хранения булавок и игл применяют подушечки, наполненные опилками, что предотвращает их разрушение. Также для удобства швеи используют крепления на руку для булавок.

» alt=»» width=»150″ height=»200″ align=»right» />Булавка декоративная — один из самых старых предметов туалета, используемых человечеством и для удобства, и для украшения. Булавка стала прародительницей и заколки, и брошки, и фибулы, и аграфа, и привычной нам английской булавки. Сделанные из осколков камня, костей, рогов и шипов растений, примитивные булавки для скалывания одежды служили людям еще в каменном веке. Кстати, слово «булавка» во многих языках происходит от слов «колючка», «шип». В русском языке оно произошло от старославянского слова «була» — «шишка». «Була» со временем превратилась в «булаву», древнее оружие в виде палки с набалдашником в виде шишки. Уменьшительный суффикс «к» превратил большую булаву в маленькую булавку. Похожее значение слово «булавка» имеет и в других славянских языках: в чешском boule тоже означает «шишку», в польском bula — «глыба».


Фото: Гигантская безопасная булавка в Сан-Франциско

Во времена неолита булавки стали изготавливаться из бронзы. С развитием цивилизации примитивная бронзовая штучка превратилась в изысканную заколку-украшение, которая стала делаться уже из драгоценных металлов и украшаться самоцветами. Использовалась она как женщинами, так и мужчинами.

Со временем людям надоело колоться об острый конец булавки, и они придумали, как его спрятать. Появилась безопасная булавка-заколка, которая сейчас называется английской. Любопытно, что первые английские булавки были входу у жителей Европы и Ближнего Востока уже в конце Бронзового века, примерно за три тысячи лет до н.э. Одни из первых таких бронзовых булавок с зафиксированным в головке острием археологи нашли на территории древнего Шумерского царства и в самых ранних египетских захоронениях. Вообще бронзовых булавок с зафиксированным острием найдено не так много: на территории современной Венгрии, Северной Германии и Скандинавии.

Новый импульс развития получила булавка с приходом железного века. У древних греков она называлась аграфом, у древних римлян — фибулой (что в переводе означает скобка) и предназначалась для скрепления на плече тоги, являясь одновременно и украшением. Первые фибулы были найдены на территории Древнего Рима и датируются 13 веком до н.э. Фибулы были очень популярны аж до периода раннего Средневековья, пока в моду не вошла одежда с точным кроем, не требовавшая закалывания.


Файл:Brooches green.jpg
(Латенская (вверху) и римская фибулы)

Фибулы, найденные в европейских раскопах, делятся шведским археологом Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

Мода на фибулы менялась очень часто, почти каждый век оставил на фибуле отпечаток своих эстетических понятий и технических достижений. Эти периоды возникновения тех или иных фибул достаточно хорошо известны, что и позволило археологам выработать даже довольно точную датировку других предметов, находимых рядом с фибулами в одном временном слое. Однако, несмотря на все изменения и усовершенствования в моде, конструкция фибулы не претерпевала существенных изменений и оставалась постоянной практически на всем протяжении своей истории. В конструкцию входили: непосредственно игла, иглодержатель — узкий желобок или «гнездышко», в который входил кончик иглы, защищая владельца от уколов и не позволяя игле выскользнуть и расстегнуть застежку, сам корпус фибулы и пружинка, соединяющая корпус с иглой.

Венгерские фибулы изготавливались преимущественно из проволоки, сделанной вручную. Их конструкция был простой и действенной: один конец корпуса (дужки), сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем. У скандинавских фибул игла надета на дужку и они не составляли единого целого. В Древней Греции фибулы состояли из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла при этом выходила из одной спирали и укреплялась на другой. Подобную конструкцию археологи встречали и в Южной Италии, и в Средней Европе, куда фибулы были, видимо, «импортированы» из Греции.


У древних эллинок фибулы были очень популярны и носились не только на верхней одежде (amictus) на обоих плечах, но и на белье (indutus), мужчины же использовали их только для закрепления верхней одежды на правом плече. Описание фибулы мы можем прочесть у Гомера: «Божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки — как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами». (В отрывке дан неклассический перевод. — прим. ред.)

Позже у женщин появилась мода скреплять фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Этот манер закалывания туники отражен на многочисленных древнегреческих вазах и запечатлен в скульптурах. У мужчин фибулы употреблялись и как пряжи на портупеях, поясах и перевязях.


Италийские фибулы наиболее разнообразны по фасону и принципам закрепления иглы в головке. По форме дужки италийские фибулы бывают дуговые, в которых корпус имеет форму полукруга, ладьеобразные с утолщенной посередине полой дужкой, и змеевидные, в которых корпус весьма причудливо изгибается. Последние имели много разнообразных вариантов и иглодержатель в виде длинного желобка, заканчивавшегося в более поздних образцах пуговкой.

Корпус (дужка) фибулы были настоящим меленьким произведением искусства и представляли собой как просто драгоценный камень, забранный в оправу, так и мини- скульптуры, изображавшие птиц, зверей, богов и героев, прекрасных женщин, а также жанровые сценки.

В Древней Греции и Древнем Риме, где существовал культ обнаженного здорового тела, и атлеты на Олимпиадах, а гладиаторы на аренах всегда выступали обнаженными, фибулой назывался и специальный зажим для крайней плоти. Применялся он для соблюдения приличий. Этот предмет тоже красиво декорировался.

Начиная со средневековья необходимость в булавках-держателях отпадает, и фибула уступает место на костюме броши. Функциональная застежка превращается в декоративное украшение, сделанное, в общем-то, по тому же самому принципу, что и фибула. А функцию фибулы начинают нести на себе пуговицы и крючки.

Броши были самые разнообразные, описать их нет никакой возможности. Скажем только, что использовались абсолютно все материалы и ювелирные техники. На ниве создания брошей работали самые знаменитые ювелиры и художники. Одна мода сменяла другую, механизм булавок (да и брошей) все больше совершенствовался, и тут цивилизация сыграла с булавками злую шутку: усовершенствуя со временем механизм и конструкцию булавок, человек совершенствовал и крой одежды, и раз она хорошо «сидела» на фигуре, надобность в закалывании отпала сама собой. Булавка оказалась не у дел. Да и у броши оказалось множество «конкурентов» среди других украшений. А тут еще и XIX век с его промышленной революцией, массовым пошивом одежды и ее всеобщей демократизацией, упрощением и удешевлением. Однако надобность в булавке до конца, к счастью, не отпала, и тут же вспомнились старые добрые времена, когда в костюме булавка использовалась как функциональная вещь. Однако старые образцы отличались вычурностью, декоративностью, размером и пр. и не подходили под современные нужды. Да и из моды вышли. Нужно было что-то придумать, да все как-то руки не доходили. Вмешался случай: американский талантливый инженер-механик Уолтер Хант, живший в Нью-Йорке и имевший к тому времени довольно много мелких изобретений (бумажный подворотник для рубашек — 1835 год, игла с ушком на конце для швейной машинки — 1834 год, челночное устройство, швейная машинка, которая, к сожалению, в производство не пошла — Хант не смог получить патент), попал во весьма стесненные обстоятельства, задолжав 15 долларов (около сорока современных). Он создал некую несложную, но оригинальную и удобную конструкцию и продал в июле 1849 года права на это изобретение за недостающие ему 15 монет. Назвал он его safety pin — «безопасная булавка». Но история Ханта забыла, потому что в октябре того же года некий предприимчивый Чарльз Роули, англичанин, владелец фирмы по производству оконной фурнитуры Charles Rowley & Co Ltd, существующий, кстати, и по сей день, получает патент на аналогичное изобретение в Англии. С тех пор булавка и называется английской, хотя по справедливости ее следовало бы назвать американской. Чарльз Роули потом объяснялся, что, мол, Хант сам предложил ему права на изобретение, что, мол, деньги ему были нужны, вот он и: Малосостоятельное объяснение, если учесть, что отчисления от изобретения многократно превысили бы ту сумму, что нуждающийся Хант мог получить единовременно от Роули (последний называл сумму в 400 долларов).

» alt=»» width=»480″ height=»425″ />

Мир мгновенно оценил изобретение, и оно нашло широкое применение. Особенно оценили его портные и рукодельницы. Булавка надежно держала детали, с ее помощью можно было вдевать шнурки и резинки в кулиски, что-то прикалывать в качестве скорой или временной починки. Ею закалывались детские подгузники, а в 20-х годах ХХ века дамами прикалывались к белью только-только появившиеся прокладки, не имевшие еще липкой поверхности. Суеверные люди тут же стали использовать английскую булавку в качестве амулета и защиты от сглаза (до этого использовались обычные). В это можно верить или не верить, но старые люди утверждают, что если купить булавку в пятницу после полудня и приколоть к одежде в области сердца так, чтобы ее не было видно, она будет служить надежной защитой от всяческих злых помыслов других людей. Булавку стали использовать с целью защиты от сглаза во время свадебной церемонии и этот обычай имеет место во многих культурах в независимости от вероисповедания. Невесте надо приколоть булавку в подол платья изнутри, а жениху — внутри нагрудного кармана.

В XIX веке в английском языке появилось устоявшееся выражение «булавочные деньги». Памятуя, что раньше булавки стоили очень дорого и являлись прекрасным подарком, очень часто стали дарить вместо булавок сумму, на которую возможно купить эти самые булавки. В русском оно звучит так: «попросить на булавки», «дать на булавки», «женщине на булавки» и означает некую сумму на важные женские мелочи, которые, в отличие от подарков — украшений, парфюма, нарядов, сувениров — мужчина купить для женщины не в состоянии, поскольку ничегошеньки не смысли таких вещах, как ленты, заколки, шляпные и иные булавки, помада и прочее из этого ряда. Ему проще «дать на булавки» и спокойно жить дальше.

жакет в стиле шанель с булавками переделка жакета пиджака

А булавки-то были самые разные! Несмотря на всю демократизацию и упрощение, в обиходе продолжали оставаться булавки для галстука, которые являлись одним из немногих мужских украшений. По сути, они так хорошо закрепились (в прямом и переносном смысле этого слова) только в мужском костюме, женских «не-английских» булавок сейчас почти и нет. А в начале XIХ века в моду вошли золотые булавки с бриллиантами и булавки с жемчугом. Такие булавки, наряду с запонками стали знаком изысканного и утонченного мужского вкуса, стильным аксессуаром и предметом роскоши. Хорошо поспособствовала этому мода на галстук типа «эскот» (ascot). Название галстуку дал виндзорский ипподром, т.к. в первый раз такой галстук повязали участники лошадиных бегов. Галстук был очень необычным: брался прямоугольный платок, из него делался огромный узел, центр которого украшала булавка с жемчужиной или бриллиантом на конце. Французы «ответили» англичанам похожим пластроном, который ничем существенным от эскота не отличался. Пик популярности эскота пришелся на 80-е годы XIX века. В 1900 году вышла книга «Одежда и мужчина», автором которой являлся некто Мэйджор. (Некто — потому что многие историки моды считают, что это псевдоним, т.к в разных странах имя автора отличалось). Во многих странах книга сразу же завоевала огромную популярность, да и с нашей, современной точки зрения она представляет немалый интерес, т.к. там описываются не только методы завязывания многочисленных модных в то время галстуков, но и нравы общества, обычаи, поведение и т.д. Одна фраза из книги меня просто «покорила»: «Леди упала в обморок (оттого, что кавалер булавку не на то место приколол. — прим. авт.). :Он испортил хороший воротничок, галстук и сорочку, и помолвка теперь расстроена. Это демонстрирует вам, сколь неразумно носить булавку на неверном месте. Следует располагать ее правильно — примерно в двух дюймах от узла». Ну делать им там было нечего, кроме падать в обморок от булавки не на том месте! Да еще и от свадьбы отказываться! Нам бы их проблемы!

» alt=»» width=»322″ height=»418″ />

В принципе, эскот дожил и до наших дней и в Англии его надевают на свадьбы и ежегодные скачки; в других странах эскот тоже потихонечку завоевывает себе позиции как модный и стильный аксессуар. Однако без длинной красивой галстучной булавки он просто немыслим. Носят такие галстуки с булавками в наше время как люди искусства, так и просто стильные мужчины из сферы высокого бизнеса, а также желающие выделиться из общей массы.

Еще один тип галстука, пришедший к нам из старинных эпох и подразумевающий ношение булавки — это «лавальер». Имя галстук получил благодаря фаворитке Людовика XIV Луизы де Лавальер. Луиза взяла широкий белый шейный платок, сделанный и тончайшей ткани и украшенный кружевом, и завязала его в виде бабочки. Галстук стали носить и женщины, и мужчины. Он был в моде довольно продолжительное время из-за своей элегантности и оригинальности, однако требовал довольно продолжительного времени на завязывание. Теперь с узлом «лавальер» можно перед зеркалом уже не мучиться: он продается готовым, завязанным в четкий, аккуратный и небольшой узел с четырьмя широкими, короткими, красиво драпирующимися концами.

Галстучные булавки в этих двух типах галстучных узлов — не только украшение, они держат форму узла, не дают шелковому галстуку скользить, хотя во времена Людовика в лавальер булавки не закалывались.

» alt=»» width=»484″ height=»243″ />

В конце 90-х годов прошлого века модельеры вспомнили крылатое выражение Коко Шанель: «Стиль создают детали». Булавки для галстука — как раз и есть такая деталь, которая создает мужчине стильность и на которую все обращают внимание. Если вы — аристократ или хотя бы хотите считать себя таковым, не мешает запомнить три простых правила: вы должны уметь быть элегантным и без галстучной булавки, для этого достаточно изящно носить костюм; булавка не должна выдавать в вас нувориша, за версту сверкая огромным бриллиантом или оттягивая галстук своим золотым весом; при этом она ни в коем случае не должны быть бижутерией, а исключительно ювелирным изделием. Для критиков дешевые аксессуары «самоварного» золота из универмага с соседней улицы — самая лучшая мишень. Если вам удалось соблюсти все три правила — вы аристократ! Недаром вышеописанный Мэйджор советовал: «Если вы носите черный галстук или черный галстук с белым или красным рисунком, ничто не сравнится с единственной простой жемчужиной». Носить ее, кстати, следует (по современным правилам, не «маджорским») в районе третьей пуговицы сорочки.

Нельзя сказать, что галстучной булавкой ограничиваются все мужские стильные ювелирные детали. Сюда входит еще и зажим для галстука, и запонки. Зажим — это тоже своего рода булавка, только без острия. Он носится под легким наклоном между третьей и четвертой пуговицей. Запонку никак нельзя назвать булавкой, однако, коль уж мы заговорили о стильных мужских «штучках», о запонках нельзя не рассказать.

По сравнению с булавками они являются довольно «молодым» изобретением. Появились они лишь в первое десятилетие XVII века и вначале получили распространение исключительно в Европе. До их появления для закрепления рукавов рубахи на запястьях (на манжетах) использовали лишь ленты и шнурки. Чуть позже догадались использовать пуговицы с петлями и разнообразные застежки. Потом додумались до такого изобретения, как пуговицы, соединенные между собой короткими металлическими цепочками, а также жесткими сцепками. Привычную для нас форму запонки получили лишь в ХХ веке. Сейчас они представляют собой некие бляшки, по принципу зонтика соединенные с двойным штырьком, ножки которого раздвигаются и держат запонку благодаря петлям на обоих концах манжета. Встречаются и двойные запонки, когда на штырьке (уже не двойном) подвижно закреплены две бляшки. Бляшки эти делают из самых разнообразных материалов: из металла, пластика, кости, перламутра; часто в одном изделии сочетаются два и более материалов. Современные запонки нередко являются ювелирными украшениями, созданными из золота, серебра с применением драгоценных и поделочных камней. Запонки с удовольствием носят и женщины, их запонки отличаются большим изяществом и оригинальностью, тогда как мужские более строгие по форме и дизайну.

Кстати, булавка (не английская, а с длинной иглой) в силу своей не распространенности в женском наряде все чаще и лучше становится ярким акцентом, подчеркивающим индивидуальность своей владелицы. Булавкой можно заколоть шаль, шелковый или газовый шарф, декольте на платье-тунике. Они могут заменить собой и броши, поскольку являются гораздо более оригинальным украшением с тонкими, изящными линиями. Чтобы не бояться случайно укола, на острие стали приделывать защитную маленькую головку, которая на него накручивается.

Но вернемся к английским булавкам. Во второй половине ХХ века английская булавка получила неожиданно новое применение, которое, однако, далеко не всем нравится, особенно людям с консервативным вкусом или приверженцам классических традиций. Это применение — пирсинг и украшение одежды, обуви, сумок и головных уборов у неформальной молодежи — панков, «металлистов» и иже с ними. Субкультура панков превратила обычную, не ювелирную английскую булавку в один из непременных атрибутов протеста молодых и недовольных против истеблишмента, обывателей, иными словами, против старшего консервативного поколения. Став таким символом, из безопасной она превратилась в опасную, точнее, в чреватую опасностями. Выглядит молодежь, одетая по своей, «протестной» моде для неискушенного человека просто устрашающе: черная кожа, камуфляж, сетки, цепи от унитаза или с собачьих поводков, футболки с надписями типа «Будущего нет», яркий вызывающий макияж, дикие прически диких цветов. Довершает «наряд» наша старая знакомая английская булавка. Точнее, булавки, часто в огромных количествах. Несчастную булавку панки прикалывали не только к одежде, но и к лицу и телу — она стала непременным элементом пирсинга. Бедный Уолтер Хант! Знал бы он, куда и для чего цепляют подчас его полезное изобретение!

Исследователи этой моды (есть и такие!) считают, что первым, кто стал использовать английскую булавку не по назначению, был Ричард Хелл, лидер группы Richard Hell & The Voidoids, когда записывал свой культовый альбом Blank Generation. Малкольм Макларен, менеджер скандально известной панк-группы Sex Pistols, утверждает, что именно Хелл оказал влияние на формирование внешнего облика участников Sex Pistols, в частности, на ее лидера Джонни Роттена. Так это или нет, но именно Хелл стал первым в беспорядке зачесывать волосы наверх, носить рваную и грязную одежду и использовать булавки. Джонни Роттен был с ним, в принципе, согласен, но утверждал, что изначально булавка все же использовалась по прямому своему назначению: держала штаны, чтобы те, по его словам, «не спадали с задницы». Зачем, правда, надо было использовать штаны, которые оттуда спадают — непонятно; видимо, такие штаны — тоже своего рода протест.

«Допротестовались» панки до того, что благодаря им, а также падким на желтенькое и сенсационное многочисленным СМИ, булавка в 70-е — начале 80-х годов стала ассоциироваться с анти-модой панков и попала в «черный список» у приличных людей наряду с другими предметами «панковской» одежды. Эти предметы, связанные и с другими субкультурами и служившие как бы визуальными индикаторами отличия, были непременным признаком недовольства и бунтарства у молодежи практически во всех странах.

На этом история английской булавки, применяемой не по назначению, не закончилась и практически окончательно переместилась из сферы рукоделия, домашнего хозяйства в сферу моды. Этому перемещению она обязана «королеве скандала» Вивьен Вествуд. Сия эпатажная девица на пару с Маклареном, которого она называла не иначе как своим «духовным отцом в моде» и который, тем не менее, был ее бойфрендом на протяжении тринадцати лет, открыла в Челси в 1971 году магазин Let It Rock, переименованный позднее в SEX. В этом таком же, как и она сама, скандальном магазине можно было купить эпатажные вещички вроде футболок с эротическими надписями (в то время — вещь неслыханная!), супероблегающей одежды из эластика, кожаных курток, обильно увешанных цепями и теми же булавками. Настоящим хитом продаж стала майка с портретом Елизаветы II с английской булавкой в губе.

В 1977 году Сандра Роудс, «принцесса панка» (именно так ее именовали в прессе тех лет, подразумевая, видимо, под «королевой» саму леди Вивьен), представила публике менее эпатажную по сравнению с «королевской» коллекцию «Концептуальный шик». Гвоздем коллекции были нарядные платья из атласа, украшенными прорехами, рваными дырами и все теми же многострадальными английскими же булавками. Однако именно благодаря Вествуд булавка очутилась на мировых подиумах, где обретается и по сей день, сверкая в коллекциях как известных кутюрье, так и начинающих дизайнеров.

В качестве таких ярких примеров актуальности стиля панк в высокой моде можно привести коллекцию Джанни Версаче 1994 года. Хитом ее стало черное платье, скрепленное по правому боку множеством позолоченных английских булавок — этакая панк-вариация на тему маленького черного платья Коко Шанель. Потом в этом платье Элизабет Херли появилась на премьере фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Злые языки утверждают, что лишь благодаря смельчаку Версаче она, как по мановению волшебной палочки или, если угодно, позолоченной булавки, превратилась из второразрядной актрисы в очередную мировую звезду и получила миллионный контракт на рекламу косметики фирмы Estee Lauder.

И у менее экспансивных товарищей английская булавка может сослужить неожиданную службу: в советские времена тотального дефицита домашние умельцы закупали небольшие булавки коробками, скалывали их между собой в цепочки, каждую обкручивали цветной бумажной полосочкой, вырезанной из старых журналов, и вешали в качестве межкомнатных занавесок. Для этой же цели использовали и обычные канцелярские скрепки, которые, кстати, тоже являются булавками, как и офисные кнопки с пластмассовой головкой. Английскую булавку можно их использовать и в качестве подвесного приспособления, когда надо повесить на стену нетяжелую картину в рамке или фотографию — колечко булавки служит петелькой, а само острие можно закрепить на оборотной части рамки. Да мало ли идей у людей с фантазией!

 

Ольга Буланова

 Источник


Похожие посты

Мультсериал «Гравити Фолз»: персонажи, их имена и интересные факты :: SYL.ru

Glavnii

Кто-нибудь покупал пуховики с наполнителем из био-пуха?Наполнитель Sustans — Потребительский

Glavnii

Пурпурный цвет и сочетание с ним | LOOKCOLOR

Glavnii
Adblock
detector