• Главная
  • Другое
  • Сцилла и Харибда из греческих преданий — Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
Другое

Сцилла и Харибда из греческих преданий — Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Сцилла и Харибда

 

Сцилла и ХарибдаСки́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις, допустима транскрипция Харибдида) — морские чудища из древнегреческой мифологии.

В греческой мифологии Сцилла и Харибда — два чудовища Сицилийского моря, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывавших между ними мореходов. Это безжалостные воплощения сил моря.

 

Будучи когда-то прекрасными нимфами, они были превращены в монстров с шестью головами, с тремя рядами зубов в каждой голове, с уродливыми длинными шеями.


 

Эти ревущие, грохочущие чудища заглатывали море и выплевывали его обратно (олицетворение страшного водоворота, разверзающейся морской пучины). Находиться между Сциллой и Харибдой означает подвергаться опасности одновременно с разных сторон.

Дапвным давно в Греции жила прекрасная нимфа — морская богиня по имени Сцилла. Девушка была так красива что на неё засматривались не только моряки которые по морю плавали но и морские боги. Сама богиян втем времена жила на острове , где купалась в чудесном лесном озере.

 

Харибда — ужасное морское чудище из греческой мифологии, считалась дочерью Посейдона и Геи.

Многие полагают, что Харибда — громаднй водоворот, нежели животное. Но если это животное, то явно беспозвоночное.

Интересные факты:
В фильме Кончаловского «Одиссей» Сцилла похожа на многоглавого дракона, а Харибда -на гигантскую пасть , проглатывающую корабли.
«Сцилла» в переводе с греческого означает «лающая»

В адриатическом море водится креветка с одноимённым названием.
Также в некоторых фантастических произведениях отечественных авторов встречаются многоглавые космические животные с таким же названием.
У Вергилия упоминается несколько Скилл, которые в числе других чудовищ населяют преддверие Тартара.


В повести братьев Стругацких Далёкая Радуга «Харибда» — название механизма (устройство на гусеницах), поглощавшего энергию Волны — катаклизма, вызванного экспериментом физиков.

В Адриатическом море также сеть Скиллейская скала (по преданию именно на ней жила Сцилла).
На равне с Медузой Горгоной Сцилла -одно из чудовищ в игре «Кастелвания»

Происхождение Сциллы и Харибды

 

В древнегреческой мифологии Сцилла (Скилла) и Харибда были морскими чудовищами. Согласно «Одиссее» Гомера (прибл. VIII в. дон.э.), Сцилла и Харибда обитали на разных сторонах морского пролива на скале (Сцилла) и под скалой (Харибда) на расстоянии полета стрелы друг от друга. В античные времена местопребывание Харибды и Скиллы чаще всего связывалось с Мессинским проливом шириной от 3 до 5 км между Италией и Сицилией.

 

Разные древнегреческие авторы считали Сциллу дочерью Форкиса и Гекаты, Форбанта и Гекаты, Тритона и Ламии, Тифона и Ехидны, Посейдона и нимфы Кратайиды, Посейдона и Геи, Форкиса и Кратайиды. Гомер  называл её матерью Кратайиду, дочь Гекаты и Тритона. Акусилай и Аполлоний именовали Кратайидой саму Сциллу, дочь Форка и Гекаты. Харибда считалась дочерью Посейдона и Геи.

 

Сцилла

 


Ски́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla)

Согласно описанию в «Одиссее» Гомера, скала Сциллы поднималась до самого неба и всегда была покрыта тёмными облаками и сумраком; взобраться на нее было невозможно из-за гладкой поверхности и крутизны. Посередине скалы, на высоте, недосягаемой для стрелы, зияла пещера, обращённая входом на запад: в этой пещере обитала страшная Сцилла (Скилла). Без умолку лая, чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Сциллы двигалось двенадцать тонких лап, на плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Выставив из пещеры все шесть голов и вертя ими, Сцилла выслеживала добычу и вылавливала дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда мимо пещеры проходил корабль, Сцилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек.

 

«…этот гладок утес, как будто отесанный кем-то.

Мрачная есть в середине утеса большая пещера.



Харибда (аддикция)

В греческой мифологии, например, у Гомера, Харибда – это морское чудовище, от которого богиня Цирцея предостерегает Одиссея, более, чем от всех иных опасностей. Также Харибда упоминается разными авторами в описании путешествия Ясона и других аргонавтов.

хар

Позднее Харибду некоторые стали считать дочерью Геи и Посейдона, но скорее она является титанидой.

Чаще всего Харибда изображалась в виде морского водоворота, поглощающей пучины.
В психоалхимии Харибда как чудовище – олицетворение аддикции, то есть болезненной страсти, которая затягивает человека в мощное кольцо, лишая его сил к сопротивлению.
Очень важный символ для понимания аддиктивных тенденций – смоковница, которая, согласно Гомеру, пышно растет на скале, под которой обитает Харибда.

Смоковница, она же инжир и фиговое дерево, имеет богатый ассоциативный ряд в мифологии.


га (кукиш) – символ половых органов, фиговым листом Адам и Ева прикрыли свою наготу после грехопадения, то есть плод с древа познания добра и зла, скорее всего, был именно инжиром, а не яблоком или гранатом. Смоковница по некоторым источникам это — «перводерево», а в Новом завете это — дерево, проклятое Христом перед казнью. Так или иначе, во всех надежных источниках это — образ сексуальности, любви-страсти, чувственного удовольствия, иногда пьянства.  Можно сказать, что Харибда как символ аддикции располагается рядом с символом кайфа, что совершенно логично.

фига

Кроме того, смоковница называется «древом с грудями многими», что отражается в образе многогрудой Артемиды Эфесской.

Богиня Артемида, сестра-близнец Аполлона (Солнца), имеет две несовместимые ипостаси: девственница-охотница и покровительница брака и родов.

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

эфесская

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.


охотница

 

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению. Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации. Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется.


енно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении. Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».


Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

скилла

«Тайна огня»

Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin», то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды». Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию. Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте.

Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс.


Но вспомним его «тайну огня».

Сила пожара зависит не от веса искры огня, а от количества дров и от того, как эти дрова просушены. Реакция системы зависит не столько от того, что мы вносим в нее, сколько от самой системы.

От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями.

Как же получается такая разница?

Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно. Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается». Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин.

гурджиев


Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком). Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне.  Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий.

франкл

Этимология слова «пассивный» проливает свет на тайну Харибды. Родственным этому слову на латыни является слово «страсть» (пассия) и слово «страдания». Пассивный — значит страдательный, подчиняющийся страсти, не обладающий собственной волей. Харибда легко поглощает страстных, пассивных, не имеющих собственной воли людей. Если же такой человек решит убежать от Харибды, он окажется в пасти у Сциллы, поскольку лишится энергии, его страсть иссякнет вместе с жизненной силой, ведь он существует только за счет внешнего потока, которым не может управлять.

В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей. Образ Одиссея символизирует  формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости. «Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности).

Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами.

Но умозрительно самосознание не развивается.  Только в процессе деятельности. Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно. Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами.

© Марина Комиссарова

    Читать по теме в жж:

  • Посты по тегу Энергетическая яма
  • Посты по тегу Аддикция


Похожие посты

Польщена: значение слова, синонимы и толкование

Glavnii

Обучение Booty Dance | Уроки Тверка в Москве

Glavnii

Про Шрайбикуса и немецкий — Шум времени (с)

Glavnii
Adblock
detector